Центр "Антистихия" назвал регионы, которые будут гореть сильнее всех

В распоряжение ИА REGNUM попал доклад начальника Всероссийского центра мониторинга и прогноза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (Центр "Антистихия") МЧС России Владислава Болова на совместном заседании коллегии МЧС России и коллегии по проблемам безопасности и правопорядка Сибирского федерального округа, прошедшим 14 мая в Кызыле (Тува).

"Анализ многолетних данных указывает на то, что при сохраняющихся в целом временных и территориальных показателях пожарной опасности, в последние годы просматривается тенденция к увеличению числа крупных лесных (ландшафтных) пожаров. Количество таких пожаров на территории Российской Федерации за последние 5 лет в среднем составляет 998 ед. Значительный вклад в эту величину внес аномальный по показателям пожарной опасности в Сибирском регионе 2003 год - 2068 ед.

В целом на территории Российской Федерации за последние 32 года в среднем возникает 20 тыс. лесных пожаров. В аномальные по пожарной опасности годы количество пожаров достигает 33 тыс. ед, а площади пройденные пожаром составляют более 4,5 млн. га. Наибольшие затраты при тушения лесных пожаров приходятся на территории Сибирского, Дальневосточного и Северо-Западного федеральных округов. В среднем по стране расходы на тушение 1 га лесной площади составляют расходы на тушение составляют 2,8 тыс. рублей. Наибольшие удельные затраты на тушение лесного пожара в Дальневосточном (4,2 тыс. рублей). В Сибирском ФО этот показатель почти в 2 раза меньше.

Комплексный анализ параметров, определяющих уровень пожарной опасности, позволяет в целом прогнозировать основные параметры пожарной опасности на территории России в 2004 году (площадь пройденная пожарами, количество очагов возгораний) на 15-20% выше среднемноголетних значений, но значительно ниже чем в аномальные 1987, 2002 и 2003 годы. В целом, суммарная площадь пройденная пожарами на территории России, прогнозируется в 2004 году в пределах 1,4-1,5 млн. га., а объем затрат на их тушение, с учетом удельного значения составит в 2004 году 41-42 млн. рублей. (Для сравнения: в 1987 году площадь пройденная пожарами составила - 4,4 млн., в 2003 г. - 3,3 млн. га, в 2002 г. - 2,09 млн. га. Необходимо отметить определенную положительную динамику снижения площадей пожаров в аномальные годы.)

Потенциал пожарной обстановки в Российской Федерации определяется в основном параметрами пожарной опасности на территории двух федеральных округов - Дальневосточного и Сибирского. Суммарно площади пожаров в указанных округах составят в 2004 году более 80% от общей площади пожаров по стране (55%- Дальневосточный, 37% Сибирский Ф.О.).

К наиболее проблемным регионам Российской Федерации по параметрам пожарной опасности относятся Республика Саха-Якутия, Красноярский и Хабаровский края, Амурская, Иркутская и Читинская области. В указанных регионах площади пройденные пожарами в среднем составляют 11% от общей площади пожаров на территории Российской Федерации, что в сумме составляет до 70% от площади пожаров в стране. В 2004 году в целом за пожароопасный сезон параметры пожарной опасности выше среднемноголетних показателей прогнозируются в Дальневосточном, Сибирском и Уральском федеральных округах. При этом динамика параметров пожарной опасности, с начала пожароопасного сезона в 2004 году, свидетельствует от том, что наиболее сложные стартовые условия складываются на территории Уральского ФО. Здесь превышение среднемноголетних показателей пожарной опасности (площадь и количество пожаров) на данный момент времени достигает порядка величины.

На территории Приволжского, Северо-Западного и Южного Ф.О. параметры пожарной опасности в целом за сезон не превысят среднемноголетних значений. В Сибирском федеральном округе наиболее сложная пожарная обстановка, которая определит проблемный потенциал сезона 2004 года прогнозируется в период июль-август. Превышение среднемноголетних показателей пожарной опасности будет наблюдаться в Красноярском крае, республиках Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, Иркутской и Читинской областях. По отношению к 2003 году превышение параметров пожарной опасности прогнозируется в республике Алтай, Хакасия, Алтайском крае и Эвенкийском АО. По Сибирскому региону в 2004 году площадь, пройденная пожарами, оценивается на уровне 850-900 тыс. га.

С учетом удельных затрат, общая сумма на тушение пожаров прогнозируется в пределах 21-22 млн. рублей.

На территории Сибирского и Дальневосточного ФО, в силу сочетания благоприятных условий, параметры пожарной опасности на данный момент находятся на уровне значительно ниже среднемноголетних значений. (За исключением Омской области, где количество очагов пожаров превысило среднемноголетнее значение в 3, 5 раза, при этом площади пройденные пожаром ниже среднемноголетних в 2 раза.)

В целом условия начала пожароопасного сезона в Сибирском регионе формируют благоприятные стартовые позиции для эффективного противодействия развитию неблагоприятного сценария в период максимума пожарной опасности в июле-августе. В силу того, что возможности МПР России в области наземной и авиационной составляющих мониторинга пожаров весьма ограничены, и могут обеспечить своевременное обнаружение и ликвидацию на начальной стадии развития только 50% всех возникающих пожаров (20 тыс. ед.), в высшей степени актуальным становится вопрос использования космической компоненты идентификации ландшафтных (лесных) пожаров. В этой связи межведомственное информационное обеспечение данными космического мониторинга необходимо полностью переводить на производственные рельсы.

Космический мониторинг поверхности Земли в целом и мониторинг ландшафтных пожаров в частности, должны стать неотъемлемым сегментом Системы мониторинга и прогнозирования ЧС созданной в соответствии с распоряжением Президента России № 86 рп, от 23 марта 2000 года. При этом данные комического мониторинга должны полностью интегрироваться в технологический процесс информационного межведомственного обмена, который уже на протяжении 3 лет системно функционирует на территории страны на базе центров мониторинга и прогноза всех уровней. Это позволит более эффективно решать не только задачи оперативного обнаружения и идентификации очагов природных пожаров, но и задачи определения основных приоритетов при тушении различных групп очагов природных пожаров.

Во исполнение поручения руководства Министерства, с целью повышения эффективности работ в области космического мониторинга, Лаборатория приема и обработки космической информации ФЦ ВНИИ ГО дислоцированная в г. Вологде переведена в режим ежедневного 2х разового обновления информации о пожарной обстановке по территории Архангельской области. В предлагаемый проект решения Коллегии внесен согласованный пункт определяющий перевод аналогичных лабораторий расположенных в Сибирском региона в режим ежедневного обновления космической информации о пожарной обстановке и на территории Сибирского региона.

Очевидно, что неотъемлемой частью работ в области предупреждения и смягчения последствий ЧС, является мониторинг и прогноз ЧС. Основой формирования оперативно-тактического, среднесрочного и долгосрочного информационного пространства в области мониторинга и прогноза ЧС в регионе - служат территориальные центры мониторинга и прогноза ЧС. В Сибирском регионе работа по созданию штатных центров мониторинга в субъектах федерации Сибирского региона требует активизации. Несмотря на положительную динамику развития штатных центров в Сибирском регионе, на сегодняшний день здесь из 16 территориальных центров мониторинга и прогноза только 6 функционируют на штатной основе.

Опыт со всей очевидностью показывает, что наличие штатного центра мониторинга и прогноза переводит работу в области мониторинга и прогноза на новый качественный уровень. Примером этому в частности на территории Сибирского региона служит Центр мониторинга Иркутской области. В 2001 году отсутствие штатного центра мониторинга и прогноза самым негативным образом сказалось на информационном и прогностическом обеспечении в паводковый период. В текущем году Иркутский центр мониторинга на штатной основе полностью управляет информационными ресурсами в паводковый период и контролирует ситуацию. К сожалению, необходимо отметить тот факт, что решения органов власти субъектов федерации о создании штатных центров и систем мониторинга и прогноза в целом ряде субъектов федерации приняты только после масштабных ЧС, большинство из которых в своей основе имели не только объективные природно-техногенные причины. Потеря контроля за возникновением и развитием ЧС, была связана с отсутствием своевременной, качественной мониторинговой и прогностической информации, что создавало подчас неразрешимые проблемы в области информационно-аналитической поддержки при принятиикак заблаговременных, так и оперативных управленческих решений.

Очевидно, что наличие даже самой совершенной системы мониторинга и прогнозирования не снимет вопроса собственно тушения возникших пожаров. К сожалению, существующие технические средства и технологии не обеспечивают требуемой оперативности и эффективности воздействия на лесной пожар. Отсутствие современных эффективных технических средств пожаротушения особенно сказывается в условиях больших лесных пространств Сибири и Дальнего Востока.

В этой ситуации было бы целесообразно рассмотреть вопрос о практических испытаниях в текущем пожароопасном сезоне самолета-амфибии Бе-200 ЧС. в условиях Сибирского региона. В качестве предварительных организационно-технических мероприятий проведена оценка акваторий на территории Сибирского региона (водоемов, участков рек), которые по своим параметрам могут быть использованы в работах по тушению пожаров с применением самолета Бе-200 ЧС. В общей сложности на территории Сибирского региона по своим параметрам пригодны для работы Бе-200 ЧС 63 акватории (49 водоемов и 14 участков на 6 реках: Обь, Томь, Чулым, Васюган, Кеть, Иртыш). На все акватории совместно с региональным и территориальными центрами мониторинга и прогноза Сибирского региона составлены паспорта. Вероятность неблагоприятных метеоусловий для применения авиации в период июль-август невысока.


REGNUM