Жителям Красноярского края напомнили основные правила кибергигиены

Во втором квартале российские банки зафиксировали почти 257 тыс. мошеннических операций. Преступникам удалось похитить 4,8 млрд рублей. Со статистики, говорящей об уровне угрозы со стороны кибермошенников, началась совместная пресс-конференция заместителя управляющего красноярским отделением Банка России Игоря Ефанова и заместителя начальника ГСУ ГУ МВД России по Красноярскому краю Дмитрия Шинкевича.

Игорь Ефанов напомнил о вступлении в силу в июле этого года закона, который закрепил три инициативы Банка России. Финорганизации будут возвращать деньги своим клиентам в случае, если они допустят перевод денег на счета из базы ФинЦЕРТ, где хранятся данные о всех попытках вывести средства без согласия владельца. 

Закон также предусматривает двухдневный период охлаждения, в течение которого банк не будет переводить деньги на подозрительный счет. О сомнительной операции он уведомит клиента.

Кроме того, банки теперь обязаны отключать доступ к дистанционному обслуживанию дропперов, которые занимаются выводом и обналичиванием похищенных денег. Ефанов отметил остроту социальной проблемы дропперства. Он подчеркнул, что участниками мошеннических схем зачастую молодые люди становятся, не понимая, что помогают преступникам.

«Приведу пример: менеджер банка, ссылаясь на невыполнение плана по продажам и привлечению клиентов, предлагает открыть карту и передать ее вместе с доступом к мобильному приложению за вознаграждение. Или человеку предлагают помочь организаторам лотереи переслать деньги победителям. Варианты самые разные, объединяет их предложение стать посредником переводов и обналичивания. Родителям надо разговаривать со своими детьми, объяснять им последствия кажущихся безобидных поступков», — отметил Игорь Ефанов.

Дмитрий Шинкевич поделился, на какие схемы чаще всего сейчас попадаются красноярцы. Одна из самых распространенных —мошенники представляются операторами сотовой связи, которые сообщают, что срок договора истекает и сим-карта скоро будет заблокирована. Также аферисты под видом сотрудников страховых компаний сообщают о необходимости замены бумажного полиса. Кроме того, мошенники представляются работниками социального фонда России, которые якобы нашли неучтенный стаж и предлагают увеличить пенсию, но для этого надо назвать данные паспорта, СНИЛС и код из смс. 

«Мошенники стремятся получить различные персональные данные граждан при помощи интернет, либо через установку различных приложений на мобильные телефоны. Это могут быть фиктивные онлайн-банки, «Госуслуги» и другие. На самом деле эти приложения — замаскированные программы удаленного доступа к вашему мобильному телефону, через которые легко можно узнать все необходимые пароли и персональные данные, а также управлять смартфоном», — рассказал Дмитрий Шинкевич.

В конце встречи спикеры еще раз напомнили основные правила кибергигиены: кладите трубку, если вам звонят и представляются сотрудниками банков, Центробанка, полиции, сотовых операторов, Социального фонда. Сомневаетесь — самостоятельно позвоните в свой банк или ведомство и убедитесь, что все в порядке.

Фото на главной: ru.freepik.com