В Москве представили туристический проект по развитию туризма на Севере Красноярского края

В Москве на туристическом форуме «Путешествуй» презентовали новый проект «На край Земли: в сердце Арктики». Форум проходил на ВДНХ на прошлой неделе. Представленный проект создан силами «Норникеля», агентств развития Норильска и Мончегорска, а также «Второй школы» и дочерних компаний.

Посетители смотрели на Арктику и наслаждались северным сиянием в VR-очках, попробовали северные деликатесы, участвовали в различных играх, а также могли отправить открытку с арктическим пейзажем своим близким и друзьям, выиграть путевку в арктик-отель и сфотографироваться в тематических фотозонах.

Эксперты из Российского союза туриндустрии отмечают, что россияне стали чаще путешествовать по стране и отдают предпочтения местам, которые связаны с какими-то загадками местности и историческими событиями. В Красноярском крае — это плато Путорана, куда в 2025 году продали в 2,5 раза больше туров, чем годом ранее. На Кольском полуострове популярностью пользуется остров Рыбачий.

Турами интересуются три типа туристов — это молодежь 18-30 лет, ищущая острых ощущений и контент для соцсетей, люди 30-50 лет, интересующиеся историей, гастрономией, уникальным природным ландшафтом, промышленным туризмом. Последняя категория — корпоративные клиенты. Такие поездки некоторые компании используют для нестандартного тимбилдинга.

Общий турпоток на Таймыр с 2021 года вырос с 9,6 до 20 тыс. человек. Люди приезжают на мероприятия, например, забег по пересечённой местности Norilsk Trail и заплыв в холодной воде X-WATERS Yenisei ежегодно привлекают до 3 тыс. человек. Выставка внутреннего туризма «В центре Таймыра», популяризирующая арктический туризм среди норильчан, охватила 30 тыс. человек в 2023 году и 44 тыс. человек в текущем, 2025 году.

Фото предоставлено компанией «Норникель»
Фото предоставлено компанией «Норникель»
Фото предоставлено компанией «Норникель»
Фото предоставлено компанией «Норникель»
Фото предоставлено компанией «Норникель»
Фото предоставлено компанией «Норникель»
Фото предоставлено компанией «Норникель»
Фото предоставлено компанией «Норникель»

«Мы можем предложить экологический туризм, промышленный туризм, потому что в наших регионах находятся промышленные объекты компании „Норникель“, а также событийный и гастротуризм», — рассказала директор департамента социальной политики «Норникеля» Ирина Жуйкова.

В городах, где работает компания, созданы Агентства развития, которые помогают продвигать местный туризм и бизнес, создают комфортные сервисы для жизни. Кроме этого, для «Норникеля» важно обеспечить стабильную занятость населения в Арктике и на Крайнем Севере. Рабочие места создаются не только на производстве, но и в сфере туризма и в других сопутствующих направлениях.

«Для комплексного предложения сотруднику, когда он выбирает Крайний Север, важно презентовать не только рабочее место, но и лайфстайл города. Интерес к Арктике значительно вырос. Это связано с общим развитием туризма в стране. Люди хотят исследовать уникальную природу, изучать историю и культуру малочисленных народов», — отметила Ирина Жуйкова.

В регионе появляются новые туристические объекты. При их создании реализуется принципиально новый подход — максимальное сохранение экосистем. Поэтому все проекты проходят строгую экологическую экспертизу и реализуются с минимальным воздействием на природу тундры. Суммарные инвестиции «Норникеля» в туристические объекты на Крайнем севере составляют более 30 млрд рублей.

Один из главных проектов ближайших лет — «Затундра», реализуемый вблизи Норильска, рядом с Путоранским заповедником. Он включает два парк-отеля «Нералах» и «Лама» с суммарным номерным фондом до 100 номеров с соответствующей инфраструктурой, включающей сеть пеших и водных туристических маршрутов. Комплекс «Нералах» уже введен в эксплуатацию, в 2024 году его посетило 350 туристов.