25 ноября в Министерстве образования и науки РФ состоялся на семинар для журналистов, в ходе которого глава Департамента государственной политике в сфере образования Исаак Калина и его заместитель Игорь Реморенко познакомили представителей прессы с тем видением основных проблем в сфере образования, которое сложилось у руководства ведомства, а также с некоторыми концептуальными предложениями, направленными на дальнейшую модернизацию российского образования.
Как сообщил Калина, Министерство образования и науки планирует представить на заседании Правительства РФ 9 декабря доклад, обобщающий изложенный анализ и предложения по разработке Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. Как ожидается, Правительство, рассмотрев итоги реализации первого этапа Концепции модернизации образования, обсудит предложенные приоритетные направления дальнейшей работы и утвердит план второго этапа.
В своем выступлении Реморенко обозначил основные тенденции, проявившиеся в сфере образования в последние годы. В частности, он отметил тенденцию к "массовизации высшего образования". "Прием в высшие учебные заведения начинает превышать выпуск учащихся общеобразовательных учреждений", - сообщил Реморенко. По его словм, это связано с притоком в вузы тех граждан, которые в свое время по разным причинам не стали получать высшее образование.
По данным Минобрнауки, число государственных вузов по сравнению с 1995 годом выросло на 15%, негосударственных - почти в два раза. Особенно быстро развивалась филиальная сеть высших учебных заведений, которая в настоящее время насчитывает 1371 филиал государственных вузов и 326 филиалов негосударственных.
Как на положительную тенденцию Игорь Реморенко указал на бурный рост дополнительного профессионального образования. Так, за последние 5 лет практически на 60% выросло число обучающихся по соответствующим программам дополнительного профессионального образования, сообщил он.
В то же время, отметил Реморенко, происходит сокращение сети других образовательных учреждений. Так, с 1995 года сеть детских дошкольных учреждений сократилась на 27,2%, общеобразовательных школ - на 6,9 %. Число учреждений в системе начального профессионального образования сократилось на 7,8%, при том, что численность учащихся практически не изменилась.
Говоря о возрастной структуре занятости в сфере образования, Игорь Ремоненко сообщил, что основная масса педагогов в учреждениях среднего образования находится в возрасте от 40 до 49 лет. При этом проведенные социологические исследования показывают, что родители предпочитают педагогов для своих детей в возрасте 30-39 лет, отметил он. В высших учебных заведениях возрастная структура профессорско-преподавательского состава еще более сдвинута в сторону старших возрастов: 21% имеют возраст больше 60 лет, 9% - больше 65 лет.
Заместитель директора Департамента в своем выступлении также коснулся вопроса о материально-технической базе системы образования. Так, износ основных фондов в этой области, по его словам, превышает 31%: в аварийном состоянии находится 4% муниципальных школ, 6,9% образовательных учреждений начального профессионального образования, 5,5% учреждений среднего профессионального образования, 5,4% высшего профессионального образования. "В связи с этим возникает задача поиска новых инвестиционных механизмов", - заметил он.
Игорь Реморенко упомянул также о достижениях в области компьютеризации школ, появлении разнообразных образовательных программ, в том числе в старшей школе в рамках профильного обучения, начале обновления стандартов профессионального образования и переходе к единым требованиям по оценке знаний.
В последние годы в стране происходит рост расходов консолидированного бюджета на образование, подчеркнул он. В частности, в 2004 году расходы должны составить 531,2 млрд. рублей. Однако при этом расходы на профессиональное образование, по его словам, если сравнивать с другими странами, существенно отстают. Из федерального бюджета финансируется примерно 20% всех расходов на образование, столько же из бюджетов субъектов РФ. 95,7% образовательных учреждений всех форм собственности финансируются за счет средств местных бюджетов.
Обобщив и проанализировав информацию о нынешней ситуации в сфере образования, специалисты Департамента сформулировали основные проблемы, на решение которых должна быть ориентирована государственная политика в сфере образования. Во-первых, это несоответствие содержания и структуры образования потребностям граждан и рынка труда, когда большинство граждан получают диплом вуза не для дальнейшей своей профессиональной деятельности, а ради "корочки". Во-вторых, - неясность связи между уровнем образования и благосостоянием граждан. В-третьих, - барьеры, стоящие на пути применения новых образовательных технологий. По словам Игоря Реморенко, в России существуют очень эффективные образовательные технологии, но высокий уровень бюрократизации этой сферы не позволяет их эффективно реализовывать. В-четвертых, отсутствие эффективной концентрации ресурсов для предоставления качественного образования, а также отсутствие институтов общественного управления образованием, например, попечительских советов. В то же время сейчас разрабатываются новые организационно-правовые формы деятельности образовательных учреждений, увеличивающие экономическую гибкость этих учреждений, сообщил он.
В качестве приоритетных направлений государственной политики в сфере образования Игорь Реморенко отметил формирование современной системы непрерывного профессионального образования, повышение качества профессионального образования, обеспечение доступности качественного общего образования, повышение инвестиционной привлекательности данной сферы. Реморенко заметил, что квалификация выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования начинает все меньше отличаться друг от друга. В качестве перспективы Департамент видит формирование единого типа учреждений профессионального образования и его развитие. Реморенко также высказался в поддержку введения модульной структуры подготовки специалистов. Это значит, что если сейчас человек в учреждении профессионального образования должен последовательно пройти всю цепочку друг с другом связанных дисциплин, то, опираясь на общемировую тенденцию, дисциплина может быть разделена на несколько модулей, которые можно изучать в произвольном порядке.
По словам Реморенко, адекватным ответом на запросы современного рынка труда является двухуровневое высшее образование, которое соединяет в себе бакалавриат, магистратуру и непрерывный специалитет. При этом специальная профессиональная подготовка выделяется в отдельную ступень – магистратуру, а более универсальная в другую – бакалавриат. "Представлен вариант разделения бакалавриата на академический, технический и общий, а также варианты магистратуры: исследовательская, инженерная и управленческая", - сообщил он.
Отмечая необходимость сформировать общенациональную систему оценки качества образования, Реморенко сообщил о том, что в Департаменте разработаны предложения по установлению обязательных экзаменов по окончании 9-го класса (основное общее образование, получение которого является обязательным для всех граждан России ), а также при переходе из бакалавриата в магистратуру, и в дальнейшем в аспирантуру. "При этом не должно быть ограничено количество попыток сдачи экзаменов", - заметил он.
В рамках семинара также была обозначена проблематика равенства стартовых возможностей детей при приеме в школу. Для этого необходимо предоставлять гражданам, по мнению Реморенко, услугу "классов раннего развития", позволяющих выравнивать уровень дошкольной подготовки детей из разных семей. При этом заместитель руководителя Департамента особо подчеркнул, что вопрос о посещении "классов раннего развития" должен быть оставлен всецело на усмотрение родителей, и речь не идет о введении обязательного для всех "нулевого класса" и переходе таким образом к 12-летке.