8 февраля в Абакане, в здании министерства сельского хозяйства прошло совещание эпизоотической комиссии. Заседание, посвященное проблеме бешенства, провел заместитель председатель правительства Хакасии по вопросам агропромышленного комплекса Геннадий Чанкин. Участие в совещании приняли главные ветеринарные инспекторы республики, начальники управлений сельского хозяйства, специалисты ветеринарных управлений Хакасии, ведущие специалисты республиканского центра Санэпиднадзора.
Совещание, на котором присутствовал корреспондент ИА REGNUM, было собрано в связи с резким ухудшением ситуации по бешенству в Хакасии. Довольно продолжительное время республику можно было считать "чистым" в отношении бешенства регионом. Вспышка заболеваемости бешенством среди животных была зарегистрирована в 2003 году – сразу в шести населенных пунктах Ширинского района и 11 пунктах Боградского.
В 2004 году заболеваемость пошла на убыль: за год было зафиксировано всего 15 случаев. Однако эпидемиологов встревожил тот факт, что от диких животных бешенство перешло к собакам и кошкам. Так, в Абакане из шести подозрительных случаев, когда собака покусала человека, в пяти наличие бешенства у животного было подтверждено. Из 18 бродячих собак (с которыми, кстати, нередко общаются и домашние питомцы), отловленных ветеринарными службами для анализа ситуации в городе, три собаки оказались зараженными, а стало быть - разносчиками вируса, смертельного для человека.
Начало 2005 года заставило специалистов говорить о чрезвычайной ситуации по бешенству в республике. Всем еще памятен случай, когда в новогоднюю ночь в деревне Марчелгаш волк напал на телятник, после чего добрался до находившегося на окраине подворья и искусал хозяина. Человек, отбиваясь от зверя, потерял фалангу пальца правой руки. К счастью, медицинская помощь была оказана вовремя, вирус не успел поразить организм мужчины.
2 февраля бешеный волк напал на чабанскую стоянку в районе села Джирим. 55 овец и 18 телок пострадали от его укусов. Урон колоссальный: мало того, что все животные подлежат уничтожению, так еще и возникает проблема - на какие средства их уничтожать.
На сегодняшнем совещании неоднократно прозвучали слова о том, что в Хакасии не существует скотомогильников, соответствующих всем требованиям утилизации зараженных животных. Чаще всего ветеринарные инспекторы договариваются с местными кочегарками или предприятиями, в топках которых можно сжечь труп животного. Если речь идет о лисе или собаке - это еще полбеды. Куда сложнее уничтожать крупный рогатый скот и лошадей. Приходится покупать солярку или собирать старые шины.
И хотя проблема бешенства в Хакасии стоит остро, любой из аспектов этой проблемы "провисает" из-за отсутствия финансирования. Ветеринарные врачи жаловались на то, что им – группе риска – приходится делать себе прививки от бешенства за счет собственных скромных зарплат.
По словам участников заседания, существует неплохой способ бороться с бешенством в дикой природе. Специальные брикеты - съедобная приманка, в которой спрятана ампула с вакциной, раскладываются два раза в год на волчьих тропах и у лисьих нор. Сложность в том, что для реализации этой программы необходимо специальное холодильное оборудование, поскольку и транспортировка, и хранение брикетов требуют строгого температурного режима. Нужны специально обученные кадры, нужны снегоходы.
Единственный выход, по мнению участников заседания, пригласить к сотрудничеству охотников - профессиональных и любителей – для отстрела волков и лисиц. Охотоведы утверждают, что популяция волков и лис в Хакасии огромна, и большого ущерба фауне Хакасии отстрел животных не нанесет. Вопрос - как простимулировать охотников? В Монголии, например, за шкуру убитого волка охотник получает сумму, примерно равную 1500 рублям.
С целью решения всех этих вопросов комиссия будет собираться еще не раз. 400 тысяч рублей - во столько собравшиеся оценили сумму, необходимую на борьбу с бешенством в регионе.
Впрочем, эффективность этой борьбы будет зависеть не только от выделенных правительством денег, но и от не менее банального фактора - сознательности граждан. Ветеринары уверяют, что если с вакциной для крупного скота в республике довольно проблематично, то вакцины для собак и кошек - более чем достаточно.
По информации Федерального Центра Госсанэпиднадзора, в 2004 году в России от бешенства умерли 17 человек (в 2003 - 15), из них - шесть детей.