В Красноярске появится сеть бизнес-инкубаторов?

В работе Координационного Совета по поддержке предпринимательства в Сибири МА «Сибирское соглашение» принял участие директор Департамента государственного регулирования экономики министерства экономического развития и торговли РФ Андрей Шаров. В беседе с корреспондентом KNews 25 марта он рассказал о проектах государственной поддержке малого предпринимательства.

Андрей Шаров: Сейчас в правительство внесен проект постановления о поддержке МБ, согласованный с Минфином, Минюстом, Минсельхозом. До сих пор я не помню случая, чтобы в федеральном бюджете были серьезные деньги на поддержку малого бизнеса. Россия от нигилизма перешла к пониманию того, что это один из немногих ресурсов экономического роста, где за относительно небольшие деньги можно добиться большого кумулятивного эффекта.

Принцип финансирования проекта – 1,5 млрд. рублей дает федерация, столько же – регионы. В среднем мы даем региону такую же сумму, какую вкладывает он сам. Если речь идет о депрессивных территориях, например, Кабардино-Балкарии, Дагестане, Чечне, то они не могут тягаться с регионами-донорами. Для них предусмотрены более льготные условия, они должны выделить хотя бы 30%. Прямо противоположная ситуация складывается для Москвы и Санкт-Петербурга, которые для участия в конкурсе должны дать 2,5:1 в отношении федерального бюджета. В целом это шанс для депрессивных регионов поучаствовать в программе и получить средства.

В проекте поддержки малого бизнеса существуют четыре направления. Первое – создание сети бизнес-инкубаторов (БИ). Бизнес-инкубатор представляет собой помещение от 1,5 тыс. кв. м, оснащенное офисной мебелью и техникой, предоставляющее в аренду места начинающим малым предприятиям. Если ему не более года и у него есть хороший бизнес-план, то оно может выиграть на конкурсной основе льготное место в БИ сроком на два года. Мы ставим задачу создать за три года порядка ста БИ с федеральным и региональным софинансированием.

Что дает малым предприятиям двухгодичное пребывание в бизнес-инкубаторе?

Андрей Шаров: Суть БИ – предоставление площадей и снижение издержек малых предприятий за счет предоставления общего юриста, бухгалтера, секретаря, администратора, плюс льготная аренда и определенная защита от недобросовестных контрольных действий. К тому же это не просто размещение, но и обучение, настоящая школа бизнеса.

БИ – не федеральная, а региональная структура. Регион участвует в конкурсе на  двух условиях: во-первых, наличие средств в бюджете и готовность финансировать, во-вторых, качественный проект создания БИ на основе земельного участка либо здания, являющегося собственностью региона.

В настоящее время на участие в конкурсе заявилось 80 регионов из 89, все хотят строить инкубаторы, однако не все победят. Здесь ключевым фактором является качество проекта, а также опыт, сроки в реализации и предоставляемые условия. Например, в депрессивных регионах, где существует острая нехватка рабочих мест, при условии федерального софинансирования мы готовы на первые два года сделать суперльготную ставку, практически символическую. По расчетам, в минимальном БИ может разместиться 35-40 компаний, плюс должна быть предоставлена возможность просто арендовать рабочее место предпринимателю без образования юридического лица. Я знаю, что в подмосковном Троицке стоимость аренды рабочего места составляет около 11 тыс. рублей в месяц, и эти места не пустуют.

Главный эффект, которого мы рассчитываем добиться – это поддержка стартующих предприятий. Если установить срок работы БИ минимум 10 лет, то за это время через него пройдет 200 компаний, в среднем по 7 сотрудников, таким образом за эти годы инкубатор обеспечит 1,5 тыс. рабочих мест. Мы рассчитываем, что к ста БИ, построенным за ближайшие три года, прибавится в три раза больше инкубаторов, построенных без наших денег в регионах, муниципалитетах и крупных городах. Для сравнения – в США более тысячи инкубаторов, во Франции и Германии – более четырехсот.

Заместитель губернатора Эдхам Акбулатов, комментируя предложение Андрея Шарова, подчеркнул, что бизнес-инкубаторы – «очевидная вещь». «Мы планируем создавать их в крае независимо от того, удастся нам или нет победить в федеральном проекте. В крае есть несколько объектов для потенциального использования в качестве инкубатора – например, старое здание крайкома КПСС, ряд производственных зданий в Красноярске и в других крупных городах. Я думаю, проблем не будет», – заявил Акбулатов.