«Красноярский край – один из немногих в стране, который законодательно закрепил двухуровневую модель местного самоуправления в самом начале деятельности Законодательных собраний всех предыдущих созывов», - прокомментировал 15 июня корреспонденту ИА KNews ситуацию в крае накануне реформирования органов местного самоуправления депутат ЗС Алексей Клешко.
Он сообщил, что когда в 1995 году был принят новый федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления», то край не только определил существование поселений, сельсоветов, городов районного значения, над- и межпоселенческих муниципальных образований, таких как муниципальные районы, но и специальным законом разделил предметы ведения между ними.
«Фактически, тогда в крае разрешили проблему, которая сейчас вызывает бурные дискуссии – об урегулировании полномочий на разных уровнях власти. У нас в крае все было отрегулировано, и с этой точки зрения мы действительно на переднем крае реформ, поскольку 131-ФЗ предписал эту двухуровневую модель как единственную фактически возможную для всей территории федерации», - заявил Клешко. «В итоге, в Красноярском крае, во-первых, не произойдет лавинообразного увеличения муниципальных образований, депутатов и служащих, во-вторых, мы уже имеем устоявшуюся схему разделения полномочий и ответственности, которую, конечно, будут интенсивно корректировать в связи с новым ФЗ, но общий костяк останется», - сделал вывод Клешко.
С его точки зрения, в новом законе федерация определила предметы ведения для муниципальных образований концептуально, но не тщательно. «Когда в Красноярске был председатель комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления Владимир Мокрый, мы обсуждали эти вопросы накануне большого совещания в Москве, где предполагалось рассмотреть, как внести необходимые изменения», - сообщил Клешко. Он подчеркнул, что ЗС края направляло в Госдуму свыше 40 поправок еще в 2003 году, когда готовилась первая редакция данного закона, но все они были отклонены.
По словам депутата, одна из проблем состоит в том, что федеральный законодатель «обиделся» на регионы, которые во многом извратили суть и дух европейской Хартии о местном самоуправлении и российского ФЗ. В результате на поселенческом уровне во многих регионах страны было уничтожено местное самоуправление, хотя «в этом суть государственного строительства, ведь нельзя власть бесконечно отдалять от людей».
«Закон 1995 года определял общие принципы местного самоуправления, а региональный закон «доращивал», исходя из местной практики. 131-ФЗ в этом смысле закладывает не общие принципы, он во многом директивно определяет все вопросы, и для регулирования на местном законодательном уровне у нас остается очень мало возможностей», - считает депутат. По его мнению, «отсюда идет нервозность во взаимоотношениях с федерацией, поскольку мы видим много слабых мест в законе, в то же время не можем их решить на своем уровне». Так, полностью перенося культуру из районов в поселковый совет, можно уничтожить единую схему управления культурной политикой.
Клешко отметил, что основные учреждения должны быть сосредоточены на уровне поселений, однако функции координации необходимо прописать на уровне муниципальных районов. «У нас это было прописано, но краевой закон с 1 января 2006 года уже не будет действовать», - заметил он.
По его словам, в настоящее время проводятся совещания по подготовке к реформированию в разных федеральных округах, есть предложения в сентябре-октябре провести подобный семинар в Красноярске, поскольку здесь есть, что показать, и какие вопросы поставить перед федеральными законодателями.
«На примере края мы видим, что учесть все нюансы в федеральном законе – это практически неподъемная задача, поэтому предлагаем федералам встретиться с людьми на уровне сельсоветов, чтобы обсудить возможные изменения и успеть их внести в закон». Клешко сообщил, что «к нам относятся очень настороженно, поскольку здесь нужно не пропагандировать, а отвечать на более частные и конкретные вопросы, учитывать критические замечания. Если представители центральной власти готовы на них отвечать, то приедут, если нет – найдут причины отказаться».