К проекту Лесного кодекса готовится более 120 поправок

Рабочая группа Госдумы, созданная с целью доработки проекта Лесного кодекса, принятого парламентом в первом чтении, уже проработала 127 поправок, всего же к законопроекту поступило 5600 различных предложений. Срок подачи поправок и замечаний истекает 15 августа, рассмотрение законопроекта во втором чтении ожидается, ориентировочно, в сентябре-октябре текущего года. Об этом рассказали журналистам участники пресс-конференции, посвященной подготовке проекта Лесного кодекса, которая прошла в Москве 28 июня.

То, каким будет Лесной кодекс, небезразлично обществу, а значит к его принятию надо подходить осторожно и взвешенно, отметил руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Валерий Рощупкин.

По его словам, главное содержание нового Лесного кодекса - в изменении отношений между государством и лесопользователем. Если ранее государство полностью отвечало за сохранность лесов, то теперь в силу вступает принцип "срубил - посади", отметил он.

Как подчеркнул один из разработчиков законопроекта заместитель директора департамента имущественных и земельных отношений, экономики природопользования Минэкономразвития РФ Всеволод Гаврилов, представления о проекте Лесного кодекса отчасти мифологизированы. В частности, заметил он, там не содержится положений о приватизации лесов. "Мы еще не готовы к тому, чтобы земли лесного фонда находились в частной собственности", - заявил он. Более того, разработчики Лесного кодекса сочли нужным вообще не рассматривать лес в качестве недвижимого имущества и предлагают регулировать все вопросы, связанные с лесопользованием и лесоводством исключительно нормами публичного права.

В качестве сильной стороны законопроекта Всеволод Гаврилов также указал на то, что все нормы, регулирующие лесопользование и лесоводство, будут сведены в единый кодекс и станут нормами прямого действия.

В то же время другие участники пресс-конференции проявили меньший оптимизм и выступили с серьезной критикой проекта Лесного кодекса.

В частности, академик РАН Александр Исаев обратил внимание на то, что новый Лесной кодекс представляет собой "документ сырьевого плана, в котором вопросы экологии отходят на второй план или исчезают совсем". Лес как экосистема вообще учитывается кодексом и понимается фактически как принадлежность земли, заметил он.

Председатель подкомитета Госдумы по лесным ресурсам Владимир Крупчак заявил: "Я считаю, что принимать Лесной кодекс в этой редакции ни в коем случае нельзя". По его словам, важнейшим недостатком кодекса является недоучет социальных последствий предлагаемых экономических мер. "Нельзя забывать, что в целом по стране в лесу работает примерно миллион человек, а с семьями это уже пять миллионов" - подчеркнул он.

По его словам, с точки зрения эффективного развития лесной отрасли проект Лесного кодекса также не является удовлетворительным. В частности, это выражается в недостаточности государственной поддержки лесного бизнеса. В качестве примера он указал на то, что Лесной кодекс предусматривает единственный механизм наделения арендаторов правом на разработку тех или иных лесных участков - аукцион, который позволяет быстро получить доход в бюджет, однако перекладывает все обязательства по содержанию леса и инфраструктуры на арендатора, а также создает возможности для злоупотреблений в ходе так называемых корпоративных войн. Наряду с аукционами следовало бы предусмотреть и другие формы, такие как конкурс и особенно концессия, предполагающая взаимные обязательства бизнеса и государства, отметил Владимир Крупчак.

Его поддержал директор по развитию лесопромышленного бизнеса корпорации "Илим Палп" Дмитрий Чуйко. "Мы заинтересованы в четких и исполнимых нормах закона", - отметил он и указал на необходимость создания стратегического документа - национальной лесной политики

Недоработанность нынешней редакции Лесного кодекса отметил также директор по природоохранной политике российского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF России) Евгений Шварц. "Это революционный документ, - отметил он, - и в нем должны быть прописаны экологические и социальные требования, одинаковые для всех участников рынка". "Мы за то, чтобы обеспечить приход в отрасль социально и экологически ответственного лесопользователя", - подчеркнул Евгений Шварц. В частности, пояснил он, общее сокращение населения и перемещение его из отдаленных районов на более благоприятные для жизни территории создает условия для того, чтобы переориентировать лесную отрасль России с уничтожения девственных лесов на более эффективную эксплуатацию лесов на территориях старого освоения. При правильном управлении, леса на этих территориях способны по своей продуктивности превысить уровень лесозаготовок советского времени, заметил он.

"Мы добиваемся включения в проект Лесного кодекса экологических требований, в частности, добровольной лесной сертификации", - сообщил Евгений Шварц. По его словам, это будет способствовать экономическому и социальному развитию отрасли, ввиду того, что для международного лесного рынка соответствие экологическим стандартам имеет исключительно высокое значение.


REGNUM