Конституционный суд внес поправки в закон "О связи"

28 февраля Конституционный суд РФ внес поправки в ряд положений Федерального закона "О связи".

Поводом к рассмотрению оспариваемый положений стал запрос Думы Корякского автономного округа, в котором оспаривается конституционность положений первого и второго абзаца п.2 и шестого абзаца п.4 ст. 22 ФЗ, п.2 ст.23, первого и четвертого абзацев п.2, п.п. 4, 5 и 10 ст.24, п.4 ст.30, третьего и четвертого абзацев п.2 ст. 58, п.п. 2,3 ст. 58, п.п. 2,3 ст. 59 и ст. 60 ФЗ "О связи".

КС признал неконституционным положение, вводящее для операторов связи сбор в резерв универсальной услуги связи. Однако, судьи отсрочили отмену этой нормы, постановив, что она может утратить силу не позднее 1 января 2007 года.

То есть, основному Закону страны не соответствует положения п.п. 2 и 3 ст. 59 и ст. 60 ФЗ "О связи", формирующие резерв универсального обслуживания за счет обязательных отчислений операторов сети связи общего пользования - фискальных платежей (сбора) неналогового характера, а также его формирование и расходование, так как эти положения не определяют существенные элементы таких платежей - объект и базу, максимальный размер ставки или его критерии.

Заявители отметили неопределенность по вопросу конституционности взаимосвязанных абзацев п.п 1, 2 ст.22, первого и четвертого абзацев п.2, п.п. 4, 5 и 10 ст. 24 и п.4 ст. 30, наделяющих межведомственный коллегиальный орган по радиочастотам при федеральном органе исполнительной власти в области связи - госкомиссию по радиочастотам полномочиями в области регулирования использования радиочастотного спектра, - как возлагающих осуществление властно-распорядительных и контрольных функций исполнительной власти в области связи на орган, не входящий в структуру федеральных органов исполнительной власти, не являющийся юридическим лицом, что, по мнению заявителя противоречит Конституции РФ, а также Уставу международного союза электросвязи, Конвенции Международного союза электросвязи и Регламенту радиосвязи.

Данные положения, определяющие компетенцию госкомиссии по радиочастотам, оспариваемые заявителем, КС постановил признать конституционными, так как комиссия не является органом исполнительной власти, а ее решения, в качестве межведомственного координационного органа, действующего при Министерстве информационных технологий, приобретают обязательный характер, так утверждаются министерством.

Заявители оспаривали также положения абз. 6 п.4 ст. 22, не допускающего бессрочного выделения полос радиочастот, присвоение радиочастот или радиочастотных каналов, и п.2 ст. 23 ФЗ "О связи", устанавливающего требование о периодическом пересмотре "Таблицы распределения полос частот между радиослужбами РФ", как необоснованно ограничивающих право на свободное осуществление предпринимательской деятельности. КС постановил, что данные пункты не противоречат конституции.

Также, в соответствие с постановлением КС РФ не ограничивают право на осуществление предпринимательской деятельности абз. 3 и 4 п.2 ст. 58, предусматривающие возложение Правительством РФ обязанностей по оказанию универсальных услуг связи на определенной территории, в случае отсутствия заявок на участие в конкурсе на оказание универсальных услуг или невозможности выявления победителя, на оператора универсального обслуживания, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования.


REGNUM