Россия приступила к созданию национальной информационной системы отслеживания организации лесопользования и транспортировки древесины и изделий из нее

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), Лесной попечительский совет (FSC) и Российский национальный совет по лесной сертификации приступили к совместной работе по созданию информационной системы отслеживания организации лесопользования и транспортировки древесины и изделий из нее. Информацию об этом 17 июля распространила пресс-служба Министерства природных ресурсов России.

Как предполагается, данная информационная система может войти в Национальный план действий по предотвращению незаконной заготовки и нелегального оборота древесины, который МПР России намерено представить на утверждение в Правительство РФ в 2006 г.

Комментируя данное начинание, руководитель Рослесхоза Валерий Рощупкин подчеркнул, что распространение добровольной лесной сертификации в лесном комплексе РФ напрямую влияет на сокращение объемов незаконного деревооборота. "Для борьбы за прозрачность и экологическую ответственность на рынках лесной продукции необходима консолидация усилий всех заинтересованных структур. Поэтому усиление взаимодействия между Рослесхозом, FSC (Forest Stewardship Council, Лесным попечительским советом - прим. ИА REGNUM) и Российским национальным советом по лесной сертификации можно только приветствовать", - считает он.

По словам директора российского офиса FSC Андрея Птичникова, рынок сертифицированной продукции также страдает от нелегальной заготовки древесины: "Уже появилась проблема "контрафактных сертификатов", когда выявляются случаи несоответствия объема сертифицированной продукции, производимой согласно сертификату, с объемами продукции выводимой на рынок. Здесь можно провести аналогию с лесорубочным билетом, с которым нередко недобросовестные лесопользователи, несколько раз заготавливают древесины. Один из эффективных способов контроля - сравнение данных сертификатов лесоуправления с данными по объему и структуре контролируемыми через цепочку поставок. Осуществить такой контроль мы надеемся только в тесном взаимодействии с Рослесхозом".

По информации Министерства природных ресурсов России, план совместной работы включает в себя шесть этапов. На первом этапе будет выбран пилотный объект для апробации баз данных по заготовке и транспортировке древесины (данные лесорубочных билетов, договоров аренды, отведенных в рубку лесосек, а также результаты дистанционного мониторинга лесопользования).

Второй этап позволит отследить передвижение лесной продукции. При этом будет изучен опыт по транспортировке собственного сырья крупных лесозаготовительных компаний, а также опыт FSC по сертификации цепи поставок древесины. На третьем этапе будет разработана концепция информационной базы данных по контролю над организацией лесопользования, транспортировкой древесины и изделий из нее.

Следующие два этапа позволят испытать разработанную концепцию на одном из крупнейших лесоперерабатывающих предприятий России. Тогда же произойдет доработка информационной базы данных с учетом требований МВД, ФТС, ФНС, ФСБ, Росприроднадзора и прочих структур, заинтересованных в пресечении нелегального оборота древесины.

На заключительном этапе планируется создание единой информационной системы по отслеживанию происхождения древесины и перемещения лесопродукции.

По оценкам специалистов Рослесхоза, объем незаконной заготовки древесины в России составляет 10-15% общего объема заготовки древесины в лесном фонде страны, т.е. около 19 млн. кубометров. Реализация Национального плана действий по предотвращению незаконной заготовки и нелегального оборота древесины позволит сократить объемы незаконных лесозаготовок на 20-30% в течение первых двух лет, повысить точность оценки лесосечного фонда в 2 раза, расширить площадь сертифицированных лесов до 15 млн. га. Кроме того, реализация документа будет содействовать росту эффективности в выявлении объемов незаконных рубок, а также повысит поступления в бюджетную систему от лесного сектора экономики на 2 млрд. рублей в год.


REGNUM