Минтранс и Росавиация разработали "Концепцию развития аэродромной сети гражданской авиации России до 2020 года". В документе ведомства определили опорную сеть из 121 аэропорта и обозначили уровень инвестиций в отрасль в 820 млрд рублей до 2015 года, пишет газета "Коммерсант".
Согласно концепции, опорная сеть аэродромов, которые должно утвердить правительство, будет включать в себя 121 из 351 российских аэропортов. Это тот минимум, который необходим стране для сохранения транспортной сети, военной и экономической безопасности. Эти аэропорты не могут быть закрыты никогда. В список вошли 12 международных узловых аэропортов, 22 внутрироссийских узловых, 15 необходимых для связности сети, восемь в городах-миллионниках, курортах и центрах федеральных округов и 64 аэропорта из перечня запасных аэродромов.
Первые 12 аэропортов чиновники рассматривают в качестве крупных транзитных узлов, на которые придется не менее 20 процентов пассажиров в общем потоке. При этом в каждом из них предполагается наличие базовой авиакомпании, что, по сути, говорит о том, что в России должно быть около десятка крупных перевозчиков. В перечень международных узловых аэропортов вошли Домодедово, Шереметьево, Внуково, Пулково (Петербург), Кольцово (Екатеринбург), Толмачево (Новосибирск), Курумоч (Самара), Пашковский (Краснодар), Емельяново (Красноярск), Иркутск, Хабаровск, Кневичи (Владивосток).
К числу внутрироссийских узловых отнесены аэропорты Архангельска, Мурманска, Нарьян-Мара, Сыктывкара, Казани, Нового Уренгоя, Сургута, Тюмени, Абакана, Кызыла, Норильска, Томска, Туры, Туруханска, Улан-Удэ, Читы, Якутска, Магадана, Мирного, Анадыря, Петропавловска-Камчатского и Южно-Сахалинска. Необходимыми для связности сети названы аэропорты Калининграда, Салехарда, Хатанги, Тикси, Чокурдаха, Певека, Охотска, Махачкалы, Волгограда, Омска, Тынды, Благовещенска, Жиганска, Усть-Неры и Тиличиков. Социально значимыми признаны аэропорты Нижнего Новгорода, Уфы, Перми, Челябинска, Сочи, Анапы, Минеральных Вод и Ростова-на-Дону.
По подсчетам Минтранса, общая потребность российских аэропортов, износ имущества и оборудования которых оценивается в 70-80 процентов, в инвестициях до 2015 года составляет 870 млрд рублей. Почти 64 процента от этой суммы должно быть выделено из федерального бюджета, треть – из региональных. Реализация концепции позволит увеличить авиаподвижность населения России как минимум в 2,6 раза - до 86 млн пассажиров, при нынешних 34 млн.
Отметим, что на данный момент в России существует 351 аэропорт. При этом в начале 90-х годов было 1302.