В Красноярске открылось выездное заседание президиума Госсовета

Президент России Владимир Путин 13 ноября открыл в Красноярске выездное заседание президиума Государственного совета на тему «О развитии транспортной инфраструктуры Российской федерации».

В состав участников совета входят первые вице-премьеры Сергей Иванов и Дмитрий Медведев, министр финансов, заместитель председателя правительства Алексей Кудрин, министр экономического развития и торговли Эльвира Набиуллина, руководитель Федеральной аэронавигационной службы Александр Нерадько, генеральный директор авиакомпании «Аэрофлот» Валерий Окулов, президент РЖД Владимир Якунин, губернаторы ряда российских регионов.

«Сегодня нам предстоит обсудить широкий круг вопросов связанных с модернизацией транспортной инфраструктуры. Это имеет стратегическое значение в жизни страны, это дорога в будущее», – отметил президент, открывая заседание. В своем вступительном слове он обозначил основные проблемы в развитии транспортной отрасли. В первую очередь – это изношенность значительного числа объектов транспортного хозяйства – это аэропорты, самолеты, морские и речные суда. По словам президента, изношенность аэропортовой сети приблизилась к критической отметки – 80%.

Среди задач обозначенных президентом – интеграция внутренних транспортных сетей в международные, формирование узловых аэропортов, создание комплексной программы развития внутригородского транспорта, строительство новых высокоскоростных магистралей и многое другое.

С докладами на заседании выступают министр транспорта Игорь Левитин и губернатор Красноярского края Александр Хлопонин. В докладе министра отмечается, что федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» в целом выполнила свою функцию по модернизации транспортной системы на первом этапе реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года. Реализация программы обеспечит к 2009 году согласованное развитие объектов транспортной инфраструктуры, улучшение технических и экономических параметров транспортной системы страны. Грузооборот железнодорожного транспорта увеличится в 1,6 раза, пассажирооборот гражданской авиации в 2,2 раза, объем перевалки грузов в российских морских портах увеличится почти в 3 раза и достигнет 542 млн. тонн в год. Доля морских портов в переработке российских внешнеторговых и транзитных грузов возрастет до 90%. Протяженность автомобильных дорог общего пользования достигнет 605,1 тыс. км. 18,7 тыс. км автомобильных дорог федерального значения будут соответствовать нормативным требованиям. На внутренних водных путях будет обеспечена безопасность и надежность функционирования судоходных гидротехнических сооружений, объем транзитных перевозок будет увеличен на 30 млн. тонн.

Вместе с тем, в докладе подчеркивается, что, несмотря на благоприятные тенденции в работе отдельных видов транспорта и их постепенный переход от выживания к обновлению и развитию, транспортная система не отвечает существующим потребностям и перспективам развития страны. Несоответствие уровня развития автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки приводит к существенному росту расходов, снижению скорости движения, продолжительным простоям транспортных средств, повышению уровня аварийности. В настоящее время транзит через территорию России составляет менее 1% товарооборота между странами Европы и Азии, то есть используется только 5-7% ее транзитного потенциала. Между тем транспортировка по российским коммуникациям только пяти процентов грузов евроазиатского транзита может принести Российской Федерации около 1 млрд. долларов в год.

Для перевода транспортной системы на новый качественный уровень необходима федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010-2015 годы)», которая позволит сконцентрировать государственные и частные инвестиции на решении ключевых проблем транспортной системы и обеспечит сбалансированное и последовательное их решение.

Среди предложений рабочей группы Госсовета – создание и развитие национальной опорной аэродромной сети Российской Федерации, крупных авиатранспортных узлов (хабов), повышение инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта, создание системы государственной бюджетной и налоговой поддержки инвесторов, направляющих средства на строительство и модернизацию железных дорог и приобретение подвижного состава.