Шойгу: Ситуация с лесными пожарами в Красноярском крае стабильна

Ситуация с лесными пожарами на территории Красноярского края в данный момент стабильная, считает министр МЧС России Сергей Шойгу. Об этом он сообщил после совещания, прошедшего 24 мая под его руководством в Сибирском региональном центре МЧС.

По его словам, в сравнении со средними многолетними показателями, начало текущего сезона было отмечено очень серьезным всплеском пожаров по всей стране, и МЧС было вынуждено созвать специальные комиссии как в субъектах, так и на федеральном уровне. Сейчас ситуация стабилизирована, крупных пожаров в регионе нет, а из 20 пожаров, действующих на территории Сибирского федерального округа, локализовано уже 92 %.

Однако согласно прогнозу, который озвучил Шойгу, леса еще будут гореть, так как летние месяцы ожидаются засушливые и на Дальнем Востоке, и в Забайкалье, и в Центральной Сибири. При этом Шойгу выразил неудовлетворенность системой лесопожарной охраны не только в крае, но по России в целом. Как сказал министр, «ситуация сложилась парадоксальная: тем, кто занимается противопожарной охраной лесов, то есть базе “Авиалесохраны” и другим службам, невыгодно, чтобы леса не горели». «Если леса не горят, они не получают деньги, если они не получают деньги – они не развиваются, – сказал Шойгу. – Значит, надо менять сами подходы, надо составлять совершенно иные планы, при которых основная часть средств шла бы не на тушение, а на превентивные мероприятия: на создание противопожарных полос и водоемов, на профилактику всего того, что связано с безопасностью лесов, с посещением их большими группами населения».

Министр отметил еще одну негативную сторону организации противопожарной охраны лесов: «У нас имеются лучшие в мире пожарные самолеты Бе-200, огромные танкеры Ил-76, способные доставить 40 тонн воды; наше ноу-хау – выливное устройство, установленное на вертолеты Ми-26, Ми-8, Ка–32. Все это готово к применению, но ничего из этого у нас не заказывают». «При имеющемся сегодня разграничении полномочий мы можем применять нашу технику, только если ее запрашивает субъект, – пояснил Шойгу. – А для того чтобы ее запросить, край должен провести тендер. При проведении тендера естественно возникает вопрос, почему выбрана эта, более дорогая техника. Из-за этого на конкурс выставляется, как правило, одна и та же организация – “Авиалесохрана” со старыми самолетами Ан-2. Да и лес уже сгорел, пока тендер идет».

Однако при этом министр МЧС подчеркнул, что «постепенно все же наводится порядок, и финансирование, которое идет из федерального бюджета, направляется на исправление ситуации». «Необходимо сглаживать все углы и формировать систему, которая будет действительно эффективно бороться с лесными пожарами», – заключил Шойгу.

Ситуацию прокомментировал губернатор края Александр Хлопонин: «Систему надо менять на федеральном уровне, – согласился он. – Одно дело закупать по тендеру продукты питания или строить какие-то объекты. Другое дело – когда речь идет о безопасности населения и спасении наших лесов. Здесь должно быть более четкое и гибкое взаимодействие, позволяющее использовать современную технику, которая есть у МЧС». Хлопонин также добавил, что «полномочия по организации лесоохраны переданы в край только в 2008 году. Мы учимся и уже достигли определенных успехов, не без помощи министерства по чрезвычайным ситуациям».