Россияне наиболее склонны думать, что благотворительность должна быть делом каждого человека (63%), а не только людей состоятельных (33%). С 2006 года доля таких респондентов выросла на 7%. К такому выводу пришли специалисты Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Первую точку зрения чаще разделяют представители среднего слоя и среднего класса (66—67%), вторую — богатые респонденты (50%).
Россияне стали чаще полагать, что благотворительная деятельность должна быть анонимной (56% против 48% три года назад). Реже встречается мнение, что добрые дела должны быть известны окружающим (36% против 44%). Чем выше уровень образования россиян, тем чаще они высказывают мнение, что о благотворительности не стоит трубить в фанфары (61% респондентов с высшим или неполным высшим образованием против 44% россиян с начальным или неполным средним образованием).
Поменялись и представления о наиболее приоритетных направлениях благотворительной деятельности. Если в 2006 году россияне думали, что первостепенными являются острые социальные проблемы (50%), а 44% заявляли, что благотворитель сам должен выбирать, на что тратить деньги, то теперь так думают 43% и 50% соответственно. Первую точку зрения чаще высказывают респонденты с начальным или неполным средним образованием (47%), вторую — обладатели высшего или неполного высшего образования (55%).
Относительное большинство россиян (43% против 38% в 2006 году) считают, что благотворительная деятельность должна быть бескорыстной, только 18% респондентов полагают, что государству следует материально поощрять благотворителей.
Как отмечается в исследовании ВЦИОМ, падает число россиян, декларирующих готовность лично заниматься благотворительностью: с 55% в 2007 году (34% — безусловно да, 21% — да, только если такая деятельность будет пользоваться поддержкой и признанием государства и общества), до 47% сейчас (30% и 17% соответственно). Доля тех, кто не готов заниматься благотворительностью, выросла с 31% в 2007 году до 39% сейчас. Наибольшая готовность к участию в благотворительности наблюдается среди россиян моложе 44 лет (51—53%) и респондентов с высокой самооценкой материального положения (62%).
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 7—8 марта Опрошено 1,6 тыс. человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.