Бывший глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс не мог не подписать акт о приемке в эксплуатацию Саяно-Шушенской ГЭС в 2000 году, заявил сопредседатель парламентской комиссии по расследованию причин аварии на ГЭС Владимир Пехтин.
Пехтин подчеркнул, что станция, на которой последний гидроагрегат был введен в строй еще в 1985 году, «не может оставаться незаконнорожденной».
Фамилия Чубайса фигурировала в акте технического расследования причин аварии, опубликованном Ростехнадзором в начале октября. В нем говорилось, что он утвердил акт Центральной комиссии по приемке в эксплуатацию Саяно-Шушенского гидроэнергетического комплекса «без всесторонней оценки имеющихся на тот момент сведений о его функционировании». В частности, отмечал Ростехнадзор, не была дана должная оценка действительному состоянию безопасности СШГЭС.
Сам Чубайс в ответ на это заявил, что был обязан подписать акт приема Саяно-Шушенской ГЭС в эксплуатацию в 2000 году, так как к тому моменту она уже отработала более 20 лет.
Пехтин сообщил, что, в соответствии с выводами парламентской комиссии, к аварии на ГЭС причастны более 20 человек. Среди них руководство Саяно-Шушенской ГЭС, генеральный директор, главный инженер и представители служб, отвечающих за режимы работы станции.
Этих людей (их имена будут опубликованы в итоговом докладе комиссии 25 декабря) депутаты рекомендуют освободить от занимаемых должностей. Кроме того, комиссия обратится к СКП РФ с просьбой определить лиц, причастных к аварии, и установить степень их виновности.
По мнению депутатов, одной из причин аварии стало невнимание руководства «РусГидро» к безопасности функционирования ГЭС. В качестве основной технической причин катастрофы комиссия считает низкое качество проведенного аффилированной с руководством станции организацией в марте 2009 года ремонта второго гидроагрегата СШГЭС. Это, по мнению парламентариев, способствовало разрушению шпилек крышки турбины гидроагрегата, в результате чего на станцию хлынула вода.
В числе причин также называются недооценка при проектировании плотины и отсутствие в системе управления станцией необходимого комплекса защитных мер в отношении персонала и оборудования.