Заявление пресс-службы Министерства РФ по атомной энергии

Сегодня Министерство РФ по атомной энергии распространило заявление, посвященное наиболее проблемным вопросам отрасли, которые сейчас активно обсуждаются в преддверии выборов депутатов Государственной Думы. В частности, речь идет о ввозе и переработке отработанного ядерного топлива:  «И финансовые, и технологические аспекты ввоза в Россию ОЯТ будут очень жестко регулироваться, а сам ввоз будет возможен, только если будет доказано, что в результате выполнения экологических программ за счет средств, полученных от реализации конкретного проекта, экологическая ситуация в России улучшится», говорится в заявлении. Кроме того, речь в заявлении идет и о соглашении с республикой Иран о сотрудничестве в сооружении атомной электростанции на территории республики.

Полный текст заявления  Министерства Российской Федерации по атомной энергии:

Россия приближается к очередным парламентским выборам. Политические события подобного масштаба всегда сопровождаются острыми дискуссиями о насущных экономических и экологических проблемах. Последние, как показывает мировой и российский опыт, нередко становятся предметом дебатов, далеких от поиска реальных путей повышения экологической безопасности. К сожалению, в ходе начавшейся предвыборной кампании попытка спекуляций на "злободневной" экологической теме ввоза в Россию отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) уже предпринята некоторыми радикальными "зелеными" организациями, которые проводят мероприятия, направленные на дискредитацию депутатов Государственной Думы последнего созыва, которые голосовали за федеральные законы, создавшие правовую основу для этой деятельности.

В связи с этим пресс-служба Минатома России считает необходимым проинформировать общественность о положении дел в данной области.

Во время парламентских дебатов по вопросам принятия законопроектов Минатом России часто обвиняли в недальновидности и даже в торопливости. Минатом же утверждал, что подготовка условий для реализации проектов по ввозу ОЯТ - это чрезвычайно длительный и кропотливый процесс, связанный с необходимостью детальной проработки и увязки технических, экономических, юридических аспектов. Сегодня стало очевидным, что только на разработку, согласование и принятие основных подзаконных актов потребовалось более двух лет, эта работа была завершена только сейчас - осенью 2003 года. В июле текущего года постановлением Правительства РФ было утверждено Положение о ввозе в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов, а в сентябре были утверждены два других нормативных документа: Правила утверждения затрат на обращение с облученными тепловыделяющими сборками ядерных реакторов и продуктами их переработки и Положение о финансировании специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории.

Принятые подзаконные акты однозначно подтвердили четкую экологическую направленность принятых законов. И финансовые, и технологические аспекты ввоза в Россию ОЯТ будут очень жестко регулироваться, а сам ввоз будет возможен, только если будет доказано, что в результате выполнения экологических программ за счет средств, полученных от реализации конкретного проекта, экологическая ситуация в России улучшится. 

В середине октября проведено первое организационное заседание специальной комиссии по вопросам ввоза на территорию Российской Федерации облученных тепловыделяющих сборок зарубежного производства, созданной Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина № 858 от 31 июля 2003 года. 

Следует отметить, что еще ни одна облученная тепловыделяющая сборка зарубежного производства на территорию нашей страны не ввезена. Нет пока и никаких конкретных проектов такого рода, которые необходимо представлять на рассмотрение специальной комиссии. Таким образом, нет и предмета для спекуляций на данную тему.

Это, впрочем, не означает, что никакой деятельности, связанной с ввозом ОЯТ, не ведется. Речь, однако, идет лишь об ОЯТ российского производства, ввоз которого осуществляется на законных основаниях в соответствии с действующими внешнеэкономическими контрактами.

Так, несколько рейсов с ОЯТ из Болгарии - это выполнение обязательств по международным контрактам, заключенным задолго до принятия новых законов. На такую деятельность в соответствии с общими нормами международного права, а также в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.07.2003 г. № 418 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов" распространяется порядок приема ОЯТ, действовавший на момент заключения соответствующих внешнеторговых контрактов.

В качестве другого примера практической деятельности в этой области можно привести подготовленный Минатомом России проект протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о внесении дополнения в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о сотрудничестве в сооружении на территории Ирана атомной электростанции от 25 августа 1992 г., предусматривающий возврат ОЯТ АЭС "Бушер" на хранение и переработку в Россию. Указанный проект был одобрен Правительством РФ в августе 2003 г. только после того, как он прошел межведомственное согласование и государственную экологическую экспертизу. Его подписание, создающее правовую основу для реализации соответствующих контрактов, полностью отвечает интересам двух стран и международным соглашениям в области нераспространения ядерного оружия. 

В адрес Минатома высказывались обвинения в том, что отрасль берется за ввоз ОЯТ от безысходности. Абсурдность подобных утверждений очевидна. Россия занимает лидирующие позиции в мире в области использования атомной энергии и располагает передовым научно-техническим потенциалом. На долю России приходится 20% мирового рынка строительства АЭС, половина мощностей по обогащению урана, четверть мирового рынка оборудования первого контура атомных электростанций. Атомная отрасль - растущий сектор российской экономики. Экономический рост отрасли стабильно превышает общероссийские показатели. В 2000 году атомная энергетика первой из отечественных промышленных отраслей превысила показатели советского периода, выработка электроэнергии в 2001 году составила 104,7% к уровню предшествующего года, в 2002 году - 103,6%. Темпы роста объемов производства промышленной продукции Минатома в 2001 году составили 6,1% (по России в среднем 4,9%), в 2002 году - 4,4% (по России - 3,6%). Экспорт продукции и услуг отрасли в 2002 г. составил 2,62 млрд. долл. США (рост к 2001 году - 105,2%, к 2000 году - 109,9%), причем за рубеж поставляется не сырье, а исключительно высокотехнологичная наукоемкая продукция. 

Выступая за принятие законопроектов, Минатом подчеркивал, что международный рынок услуг по обращению с ядерным топливом весьма специфичен, характеризуется наличием политических ограничений, негласных преференций и других скрытых элементов конкурентной борьбы. Справедливость этой оценки подтверждается сложившейся сегодня ситуацией. США, контролирующие более 80% накопленного в мире ОЯТ, по-прежнему не готовы дать согласие на его ввоз в Россию. 

Оппоненты атомной отрасли утверждали, что при хранении и переработке ОЯТ возможны аварии с серьезными экологическими последствиями. Позиция Минатома в этом вопросе однозначна: безопасность является приоритетом деятельности в области использования атомной энергии. Итоги работы атомной энергетики и промышленности в последние годы дают выразительную картину достигнутого уровня безопасности. Количество отклонений в работе энергоблоков АЭС, исследовательских ядерных установок и предприятий ядерного топливного цикла за последнее десятилетие серьезно сократилось, а сами отклонения не существенны для безопасности. 

Минатом часто обвиняли в нежелании решать экологические проблемы, связанные с прошлой оборонной деятельностью. Это опять же не соответствует действительности. В 2003 году утверждены "Основы экологической политики Минатома России", которые ясно и четко показывают, что среди целей Министерства не только обеспечение экологической безопасности действующих производств, но решение накопленных в далеком прошлом проблем. И это не просто декларация. Летом этого года Минатомом России принят "Комплексный план решения экологических проблем, связанных с текущей и прошлой деятельностью ФГУП "ПО "Маяк". План предполагает реализацию мероприятий по прекращению сбросов радиоактивных веществ в промышленные водоемы и ликвидацию некоторых из них, в том числе известного водоема Карачай. Общий объем расходов на реализацию плана превышает 9 млрд. руб. 

Одной из острых проблем, являющихся последствиями прошлой оборонной деятельности, стал массовый вывод из эксплуатации атомных подводных лодок (АПЛ). После того, как в 1998 г. утилизация выводимых из состава ВМФ АПЛ была передана в ведение Минатома, ее темпы существенно возросли. Всего по состоянию на сентябрь 2003 г. из эксплуатации выведено 192 АПЛ, из них 89 АПЛ утилизировано. До 2010 года с учетом дополнительного вывода из эксплуатации предстоит выгрузить отработавшее ядерное топливо из 86 АПЛ, утилизировать 113 АПЛ, также предстоит выгрузить отработавшее ядерное топливо и утилизировать 2 надводных корабля с ядерными энергетическими установками. Это реальные действия Минатома по решению накопленных экологических проблем.

Особенно много спекуляций за прошедшие годы было вокруг вопросов транспортировки радиоактивных материалов. При этом абсолютно не принимался во внимание тот неоспоримый факт, что ни в эти годы, ни за все 50 лет осуществления таких перевозок в России не было серьезных инцидентов и аварий. В России ежегодно производится около 1800 перевозок делящихся материалов. Система обеспечения безопасности перевозок постоянно совершенствуется, с тем чтобы и в дальнейшем исключить какие-либо опасные инциденты при транспортировке радиоактивных грузов. В последние два года в России были завершены испытания автоматизированной системы безопасной транспортировки (АСБТ), обеспечивающей постоянный контроль перевозок с использованием спутников и других современных технологий. 

Оппонентами высказывалось немало других доводов против деятельности по обращению с ОЯТ, среди которых много ложных и надуманных. Информацию по этим вопросам можно найти в Концепции по обращению с отработавшим ядерным топливом.

Пресс-служба Минатома еще раз обращает внимание, что принятие законов по обращению с ОЯТ - это взвешенный и обоснованный шаг в поддержку динамично развивающейся отрасли. Он существенно расширяет возможности российских предприятий по поставкам на внешний рынок свежего топлива. Это шаг к повышению экологической безопасности, шаг к накоплению в России важнейшего энергетического ресурса будущего - сырья для замкнутого ядерного топливного цикла. Речь идет не только об отрасли, в которой занято почти полмиллиона граждан России, но и о России в целом. Отказаться от этого шага под влиянием надуманных страхов было бы непростительной ошибкой перед нашими соотечественниками.

Пресс-служба Минатома России и руководители предприятий отрасли всегда готовы оказать информационную поддержку по вопросам, которые могут возникнуть в связи с деятельностью по обращению с ОЯТ, а также по другим вопросам, связанным с атомной энергетикой и промышленностью.