Работники автомобильного траспорта и дорожного хозяйства намерены провести совместную акцию протеста.
18 июня впервые в истории новейшей России пройдет совместная акция протеста работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Как сообщил корреспонденту РИА "Экспресс" председатель Красноярской краевой организации общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Виктор Медведев, в этот день состоится и пикетирование зданий законодательной и исполнительной власти в Красноярском крае.
По словам Медведева, в последний год социальная напряженность во всех трудовых коллективах дорожной области и автомобильного транспорта дошла до критической отметки. Проблема состоит в том, что только по дорожной отрасли края задолженность по зарплате за 2001 год составила 43 млн. рублей, а на некоторых предприятиях с февраля уже отключена и электроэнергия. В ряде предприятий задолженность по зарплате составляет от трех до семи месяцев, напряжение в трудовых коллективах очень большое. "Впереди строительный сезон, а мы не запасли ни грамма песка, ни грамма битума, нет горючего, техника не ремонтируется, все практически стоит без движения", - отметил Медведев. До настоящего момента ни одна дорожная организация края не получила заказы на выполнение работ по содержанию, ремонту и строительству дорог.
Положение в дорожной отрасли усугубляется еще и тем, что на федеральном уровне принят закон о закрытии дорожного фонда с января 2003 года. Таким образом, отрасль окажется без системы финансирования. Те варианты, которые предлагает правительство - формировать консолидированный бюджет по ремонту и содержанию и строительства дорог за счет НДС, либо за счет акцизов, либо за счет повышения налогов на транспорт - в 10-20 раз на каждую лошадиную силу, неприемлемы. По подсчетам специалистов, данные меры приведут к сокращению строительства дорог на 50% и практически на 70% ремонта и содержания дорог. В целом по России возникнет угроза сокращения 50% работников дорожной области.
Профсоюз выдвигает требование создать законодательную базу дорожного хозяйства: необходимо принять федеральный закон об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. Профсоюз требует отменить статью ?5 федерального закона от 5 августа 2000 года о введении в действие части второй налогового кодекса РФ "Внесение изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах", которым признается утрачивающим силу с 1 января 2003 года закон о дорожных фондах РФ.
Основным требованием профсоюзов по Красноярскому краю является требование погасить задолженность по заработной плате. Прекратить сокращение работников дорожной области края, обеспечить заказами дорожные организации. От краевого управления автомобильных дорог дорожники требуют обеспечить исполнение в крае отраслевого тарифного соглашения, которое подписано правительством и профсоюзами на 2002-2004 год. Согласно этому документу, установлена тарифная ставка в размере 1658 рублей, однако на сегодня, реально применяются тарифные ставки от 350 до 750 рублей.
Акция протеста будет проводиться трудовыми коллективами не только дорожных предприятий, в ней будут принимать участие и все автотранспортные предприятия края, осуществляющие пассажирские перевозки. Здесь ситуация еще более напряженная, чем в дорожной области. По федеральному закону о "Ветеранах" транспортники осуществляют их льготный проезд. Возмещать затраты на перевозку ветеранов должны федеральное правительство и краевая администрация. Между тем, за прошлый год и начало этого транспортники недополучили по всем краевым предприятиям 81 млн. рублей, по городу Красноярску - 112 млн. рублей. Таким образом, краевые автотранспортные предприятия недополучили 193 млн. рублей за 2001-2002 год.
Кроме того, в крае не выполняется закон от 15 апреля 2000 года об обновлении подвижного состава пассажирских предприятий. Согласно этому закону, с 2000 года краевые предприятия, осуществляющие перевозки пассажиров, должны были получить 190 млн. рублей, а реально получили 11,6 млн. рублей. "На сегодняшний день 80% подвижного состава использовано полностью, мы ездим на полностью изношенном транспорте, то есть мы носим за собой беду", - посетовал Медведев. На запросы профсоюза краевое финансовое управление отвечает, что в бюджете на 2002 и последующие годы не предусматривается выполнение этого закона. Таким образом, нависла угроза ликвидации пассажирских предприятий в связи с отсутствием подвижного состава.
Отметим, что в крае работает около 10 тыс. дорожников и 15 тыс. работников автомобильного транспорта. В Красноярске работников муниципальных предприятий 2,7 тыс. человек. Составляя 17% от всего числа автобусов в крае, муниципальные автотранспортные предприятия перевозят 80% всех пассажиров.
Предупредительной мерой в ближайшее время станет приостановка работы красноярского Дорожно-строительного управления ?1. Трудовой коллектив с 22 мая не выйдет на работу, согласно Трудовому Кодексу, в котором черным по белому написано, что по истечении 15 дней задержки зарплаты люди могут приостановить работу. Отметим, что в данном коллективе зарплата не выплачена за ноябрь-декабрь 2001 и январь, февраль и апрель этого года.