На II Инновационном форуме назвали основные профессии будущего

На II Инновационном форуме в Железногорске 10 ноября директор по реализации образовательных программ Московской школы управления «Сколково» Павел Лукша представил результаты исследования по выявлению востребованных в будущем профессий.

Он рассказал об итогах проекта «Форсайт компетенций — 2030», который выполнялся по поручению Министерства образования и науки РФ и был направлен на выделение основных требуемых компетенций и выявление нужных стране областей занятости. По его словам, в стране наблюдается объективное отставание программ профессиональной подготовки от запросов экономики: «Оно есть не только в России — во всех странах. Технологии сменяются очень быстро, новые рабочие задачи возникают быстрее, чем адаптируется к ним система подготовки. При этом есть давление со стороны глобальной конкуренции, и это вынуждает работодателей предъявлять все больше новых запросов, соответственно, разрыв все более возрастает. Поэтому мы решили посмотреть вперед, на стратегические задачи будущего, на инвестиционные проекты, которые отрасли сейчас реализуют, чтобы можно было готовить специалистов не под задачи прошлого, а под задачи предстоящие», — отметил Лукша.

«По каждому из семи приоритетных направлений науки и технологии мы выделили профессии будущего, — сообщил директор по реализации образовательных программ МШУ „Сколково“. — Во-первых, сейчас вопрос состоит не столько в инженерных компетенциях, сколько в формировании компетенций на стыке инженерных и управленческих специальностей, поскольку вопрос в том, как разработки довести до рынка, встроить в рынок. Здесь нужны люди, которые могут организовывать производство и продажу инновационных продуктов, своего рода интеграторы, а также люди, которые могут переносить разработки из одной отрасли в другую. Также есть задача по доработке продуктов, по адаптации их под рынок — специалисты такого рода тоже очень нужны».

Среди требований, предъявляемых к специалистам высокотехнологичного сектора экономики, Павел Лукша назвал следующие: «Это вопросы международной кооперации, конкурентного давления и автоматизации. Время узких специалистов проходит. Большинство специалистов должно владеть минимум двумя-тремя направлениями, техническими и экономическими. Второе требование к современному специалисту — это компетенция работы в международном контексте. Третье — это компетенции, связанные с командной работой, коммуникацией, способностью работать с большими объемами информации. И самое важное — это вопрос формирования мета-компетенции, фактически вопрос мышления и способности к обучению и саморазвитию. Сейчас нужно готовить универсалов, которые могут быстро адаптироваться к новым задачам, могут менять направления деятельности».

Александр Климов: «Образовательные стандарты должны стать ближе к реальной жизни»

Красноярские власти готовы развивать программы подготовки инженеров