Высокие издержки и менее эффективная, чем у зарубежных конкурентов, работа российских авиакомпаний мешают создать в стране бюджетного перевозчика. Об этом пишет газета «Ведомости» со ссылкой на исследование консалтинговой компании McKinsey.
Эксперты анализировали открытые данные о бизнесе крупнейшего авиаперевозчика страны — «Аэрофлота». По их подсчетам, цены на билеты авиакомпании сопоставимы с ценовой политикой иностранных авиаперевозчиков, но в среднем на 30 процентов выше, чем у зарубежных бюджетных авиакомпаний. При этом около 27 процентов этой разницы можно было бы сократить за счет доступа к дешевым аэропортам и недорогим услугам по ремонту самолетов.
Еще 60 процентов разницы можно было бы нивелировать за счет повышения эффективности авиакомпании. Так, в США налет самолетов на 40 процентов выше — 12-14 часов против 10 у «Аэрофлота». Кроме того, самолет должен отправляться в обратный рейс за 30 минут, как это делают зарубежные бюджетные перевозчики.
Иностранные авиакомпании низкого ценового сегмента также экономят на дистрибуции, продавая до 90 процентов билетов в основном через собственный сайт. Также зарубежные авиаперевозчики экономят за счет установки более легких кресел и меньшего расстояния между ними в самолетах. Поэтому в салоне самолетов A-320, принадлежащих «Аэрофлоту», 120 мест, а у американских компаний — 162.
Участники рынка, опрошенные изданием, обратили также внимание на то, что самолеты с большим числом кресел облагаются таможенной пошлиной в 20 процентов. Кроме того, на внутренних авиарейсах сохраняется НДС в 18 процентов, что поднимает стоимость билетов.
Сейчас в России нет ни одного отечественного бюджетного перевозчика. Компании «Авианова» и Sky Express, работавшие в этом сегменте, обанкротились в прошлом году. В то же время, о готовности выйти на российский рынок заявляли несколько иностранных бюджетных авиакомпаний, в том числе лидер этого рынка в Европе — ирландская Ryanair. О планах по созданию бюджетных авиаперевозчиков говорили «Трансаэро» и «Аэрофлот».