Депутаты Законодательного Собрания, представители ГУФСИН по Красноярскому краю, агентства труда и занятости, министерства социальной политики за круглым столом обсудили пути решения проблем социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Служба социального сопровождения лиц, освободившихся из мест лишения свободы, является аналогом зарубежной службы апробации. Специалисты службы помогают бывшим осужденным в решении вопросов трудового и бытового устройства, оказывают бесплатную юридическую помощь и помогают восстановить социально полезные связи.
«Служба начала работать с марта 2013 года, — рассказал директор службы Михаил Ламминпия. — Что касается методов, то важно трудоустроить человека, дать ему возможность зарабатывать, помочь восстановить документы. Мы получаем информацию об осужденном за несколько дней до освобождения. Наши сотрудники едут к родственникам, ведут переговоры. Нужно понять, есть ли куда ему возвращаться, кто его встретит, по прибытии необходимо удостовериться — доехал ли, и так далее».
По словам директора службы, достигнуты устные договоренности с несколькими предприятиями о трудоустройстве бывших заключенных. Но желающих их брать на работу немного. «На сегодняшний день к нам обратились 245 человек, только девять из них трудоустроить не удалось», — сказал Ламминпия. Для того чтобы помочь с работой тем, кто выходит из тюрьмы, в структуре службы организовано специализированное кадровое агентство.
Заместитель председателя комитета по вопросам законности и защиты прав граждан Марина Добровольская поинтересовалась у директора службы, на что та вообще существует. На каком транспорте, например, и на какие средства сотрудники ездят по городам в поисках родственников бывших осужденных. Выяснилось, что сотрудники ездят на автобусе и за свои деньги. Здание на ул. Воронова, где располагается служба, содержится за счет ГУФСИН. Финансовую поддержку оказывает один из бизнесменов Красноярска.
Народные избранники поинтересовались, чем служба социального сопровождения отличается от государственной структуры, центра социальной адаптации, который финансируется из бюджета. Выяснилось, что часть функций совпадает. Но «волонтерская служба», по словам директора, начинает работу с осужденными не постфактум, а еще в то время, когда человек лишь готовится к освобождению. «Заключенный должен знать, что на воле о нем думают, судьба его небезразлична, это стимулирует», — пояснили специалисты службы.