Заместитель министра образования РФ Леонид Гребнев высказался за введение основ православной культуры в обязательную программу средних школ. "Все мы признаем, что у нас только один государственный язык - русский, и что он обязателен для изучения в школах, - приводит его слова "Интерфакс". - Но русский язык - это часть русской культуры, которую должен понимать каждый, кто живет или хочет жить в России, а понимание культуры подразумевает и представление о ее религиозных основах, без которых не существует ни одна культура в мире".
По мнению Гребнева, современное светское образование может быть качественным только в том случае, "если оно включает в себя религиозные ценности, культовые основы той национальной культуры, в рамках которой и ведется это образование".
Впрочем, отметил заместитель министра, прежде, чем вводить обязательно преподавание данного предмета, необходимо отработать методики, написать учебные пособия и подготовить кадры.
Леонид Гребнев является сопредседателем (наряду с митрополитом Солнечногорским Сергием) Координационного совета по взаимодействию министерства образования Российской Федерации и Московской Патриархии. Именно данный совет выдал рекомендацию для использования скандально известного учебного пособия Аллы Бородиной "Основы православной культуры" в общеобразовательных и воскресных школах. Данная рекомендация часто трактуется как официальный гриф министерства образования, что, однако, не соответствует действительности.
Как известно, министр образования РФ Владимир Филиппов неоднократно комментировал эту проблему и неизменно высказывался против включения "Основ православной культуры" в обязательную программу. Такова же на данный момент официальная позиция министерства, закрепленная в информационном письме министерства образования РФ № 14-52-87ин/16 от 22.10.2002 г.
Как разъяснялось в последовавшим за изданием этого письма пресс-релизе министерства, "Предмет "Основы православной культуры" не является и не может быть обязательным предметом для всех школ страны или даже для всех школ субъекта Российской Федерации. Этот предмет может вводиться только в каждой конкретной школе на основе решения Совета (Попечительского совета) школы, с участием представителей родителей и реализовываться:
а) либо как факультативный предмет вне сетки часов (после занятий), на который записываются сами учащиеся или, для младших классов – записывают учащихся их родители. В этом случае финансирование преподавания предмета обеспечивается или учредителем дополнительно к базовому финансированию школы по государственному стандарту, или родителями, или из внебюджетных источников.
б) либо как предмет школьного компонента из числа предметов по выбору (при этом другие учащиеся обязательно посещают другие выбираемые им предметы из списка предметов по выбору)".