СГК: В ЖКХ необходим переход на прямые платежи и ужесточение мер к должникам

В Красноярске прошел круглый стол на тему взаимодействия управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций в решении проблемы неплатежей.

Заместитель директора по реализации тепловой энергии ОАО «Красноярская теплотранспортная компания» (входит в группу «Сибирская генерирующая компания») Евгений Понятин отметил, что одной из мер, направленных на наведение порядка в системе ЖКХ, может стать лицензирование жилищных организаций. Обсуждаемый на федеральном уровне законопроект, помимо общего улучшения качества работы управляющих компаний, станет также основой для повышения платежной дисциплины.

«Конечно, лицензирование в ЖКХ не решит все существующие проблемы, но создаст определенную предпосылку к тому, что на рынке останутся только профессиональные участники, которые имеют квалифицированный персонал и материальную базу и в случае возникновения конфликтных ситуаций смогут застраховать свои риски. Если будет введен лицензирующий орган и будут установлены определенные критерии к управляющим компаниям, доля недобросовестных игроков на этом рынке сократится», — отметил Евгений Понятин.

По информации Понятина, около 90% долгов за тепловые ресурсы перед предприятиями СГК в Красноярском крае приходится на жилищные организации и население. При этом основная доля долгов формируется именно в жилищных организациях. В отношении тех УК и ТСЖ, которые используют средства населения по собственному усмотрению, СГК ведет жесткую политику.

Заместитель министра энергетики и ЖКХ края Елена Цитович также отметила, что необходимо ужесточение мер в отношении злостных неплательщиков. Как важное направление она отметила необходимость совершенствования нормативной базы в области взаимоотношений всех участников рынка. При этом она подчеркнула, что управляющим компаниям необходимо более полно использовать предусмотренные законом меры воздействия по отношению к гражданам-должникам.

По данным краевого министерства, в среднем по региону уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг достаточно высок и составляет 95%, хотя в некоторых муниципальных образованиях этот показатель ниже и находится на уровне 60-80%.

«Стопроцентной оплаты добиться невозможно. Но за несколько лет эти недоплаченные 5% могут вылиться в колоссальную сумму, которую управляющая компания должна отдать поставщикам ресурсов. И в этом случае управляющая компания вынуждена отвлекать эти средства с содержания и ремонта дома либо банкротиться», — обрисовала проблему замминистра.

Одним из путей решения проблемы неплатежей призван стать переход на механизм расщепления платежей, закрепленный в постановлении правительства РФ № 235. Однако жилищные организации не спешат заключать договоры с поставщиками ресурсов на перечисление денежных средств, собранных с населения, в режиме «день-в-день».

В этой ситуации действенным методом решения проблемы полного и своевременного перечисления средств ресурсоснабжающим организациям является переход на прямые платежи. Положительные примеры в крае есть. Так, с 2009 года в Канске жилищные организации выписывают жителям несколько расчетных квитанций — и средства, предназначенные для оплаты коммунальных ресурсов, поступают напрямую на счета ресурсоснабжающих организаций. Однако данная схема предполагает добровольное желание жилищных организаций работать на основе агентских договоров с поставщиками ресурсов. Не все жилищные организации готовы отказаться от контроля за денежными потоками населения.

Среди других высказанных участниками круглого стола предложений по решению проблемы неплатежей — ужесточение мер к должникам вплоть до выселения, создание единых расчетно-кассовых центров, расщепление платежей населения на уровне банковских и платежных систем, более широкое использование расчетов по показаниям приборов учета.

Добавим, что в ближайшее время Госдума рассмотрит законопроект о повышении платежной дисциплины в сфере ЖКХ, который предусматривает в том числе возможность отключения должникам всех ресурсов, а также повышение пени до 17% в год.