Одним из ключевых принципов новой градостроительной политики Красноярска станет создание условий для комфортного проживания граждан в застроенных жилых районах. Об этом сегодня, 18 февраля, сообщили в пресс-службе департамента градостроительства городской администрации.
Освоение целого ряда жилых районов, в том числе Покровки, Взлетки, Северного, Ястынского поля, началось в конце 90-х — начале 2000-х годов и продолжается до сих пор. При этом районы, где в основном располагались малоэтажные дома либо пустыри, были не готовы на тот момент к интенсивной многоэтажной застройке — недостаточно были развиты дороги и инженерные сети, социальные учреждения не рассчитаны на новых посетителей. В итоге многоэтажки выросли гораздо раньше, чем детские сады, школы, поликлиники, транспортные магистрали, и это лишило жителей комфорта.
Одной из основных задач новой градостроительной политики стала разработка детальных проектов, которые сбалансировали размещение жилья и необходимых новоселам детских садов, школ, поликлиник, зеленых зон и дорог. За 10 лет — с 2004 по 2014 годы — в Красноярске подготовлены и утверждены 24 проекта планировки. Из них только за последние два года были утверждены 9 проектов планировок, в работе еще 17. При этом каждый документ содержит целый комплекс расчетов и мероприятий по созданию качественной городской среды. Эти параметры тщательно анализируются экспертами и общественностью. Одним из последних примеров можно назвать проект планировки жилого района «Пашенный», который в процессе утверждения неоднократно выносился на обсуждение и отправлялся на доработку. В результате получился проект, учитывающий как существующую градостроительную ситуацию, так и перспективные планы застройщиков, а также развитие района после открытия 4-го моста через реку Енисей.
«Наличие проекта планировки позволяет управлять ситуацией по застройке той или иной территории. Дает определенность по объемам строительства, озеленения, создания тротуаров, дорог. Кроме этого утвержденный проект дает возможность обеспечивать бюджетное финансирование строительства социальных объектов: детских садов, школ, поликлиник. В частности, в микрорайоне „Пашенный“ согласно проекту планировки в перспективе появятся еще три выезда — это продление улицы Судостроительной до четвертого автодорожного моста, выезд на улицу Гладкова, а также путепровод под железной дорогой с выходом на улицу Свердловская», — поясняет Татьяна Лисиенко, заместитель директора по градостроительной деятельности ОАО ТГИ «Красноярскгражданпроект».
На сегодняшний день на Пашенном параллельно с жильем строится детский сад, открываются досуговые группы, языковые школы и даже детский бассейн. Силами администрации Свердловского района и застройщика благоустраивается набережная, которая по итогу соединится с уже существующей. Также завершается строительство многоуровневой парковки. В будущем район получит выход к новому мосту. Сейчас прорабатывается различные варианты организации транспортных связей. А пока строится дорога в микрорайоне «Утиный плес», которая должна соединить улицы Судостроительная и Гладкова.
Сложнее обстоит дело с жилым районом «Покровский». Ранее разработанные проекты планировок были рассчитаны на отдельные микрорайоны Покровки и не предусматривали комплексного подхода. Поэтому в 2012 году по поручению главы города Эдхама Акбулатова началась разработка единого проекта планировки, который определил территории для дальнейшего развития района, в том числе с расселением и сносом ветхого жилья, значительно расширил границы общественного пространства, предполагающие места для отдыха, спортивные зоны и так далее. Вынесение проекта на обсуждение запланировано после утверждения генерального плана города. Скорректировать ситуацию, сделать застроенные районы более удобными и привлекательными для жизни, призвано обустройство новых парков и скверов, строительство объектов социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры. Такая работа идет в течение последних трех лет.
Так, в течение 2012-2014 годов в жилом районе «Покровский» построено почти 4 км новых дорог, в том числе по ул. Чернышевского, Линейной, 4-ая Дальневосточная, Любы Шевцовой. По ним открыты маршруты общественного транспорта. В этом году начнется строительство ул. Мужества на участке от ул. Чернышевского до Шевцевой (первая очередь дороги от ул. Шахтеров до ул. Чернышевского открыта в 2010 году). Введены в эксплуатацию 4 новых детских сада, завершено строительство общеобразовательной школы.
В жилых районах «Северный», «Ястынское поле», «Взлетка» в это же время открыто 7 детских садов и школа на 1000 мест по ул. Ястынская. Немного раньше — в 2011 году — в Северном введены в эксплуатацию детская поликлиника на 500 посещений в смену и общеобразовательная школа. В этом году в кварталах ул. Авиаторов — пер. Светлогорский и ул. 78 Добровольческой бригады — ул. Молокова будет завершено строительство еще двух детских садов. Кроме того, приступят к разработке проектов трех школ в микрорайонах «Иннокентьевский» и «Аэропорт».
Из дорожных объектов построены почти 7 км дорог по улицам Алексеева (от ул. Авиаторов до ул. Урванцева), Водопьянова (от ул. 9 Мая до ул. Молокова), Батурина (от ул. Алексеева до ул. 9 Мая), Светлогорской (от пр. Комсомольский до ул. Шумяцкого), Взлетной (от ул. Весны до ул. Шахтеров). В прошлом году выполнен первый этап масштабного проекта путепровода через железную дорогу, соединяющего Северное шоссе и ул. Авиаторов. А в 2013-ом завершена прокладка ливневой канализации в жилом районе «Ястынское поле». В планах на текущий год — реконструкция ул. Молокова на участке от ул. Батурина до ул. Авиаторов в комплексе с перекрестком, а также реконструкция автодороги в границах ул. Партизана Железняка — ул. Октябрьская.
Для Советского района остро стоит вопрос озеленения. В целях расширения зеленых островков ведется обустройство парка 400-летия, который, в соответствии с новым генеральным планом города, будет связан пешеходной дорогой с набережной Енисея. На улице 9 Мая появятся бульвары.
Развитие инфраструктуры застроенных районов будет продолжено и в последующие годы. Андрей Макаров, заместитель главы города — руководитель управления архитектуры администрации города Красноярска, главный архитектор: «В 90-е годы и в начале 2000-х произошла смена экономической формации, застройщики „хлынули“ на территорию микрорайона „Взлетка“ и другие территории города, началось активное строительство без создания социальной инфраструктуры. Отсутствие детских садов, школ, озеленения — это наиболее острые проблемы некоторых территорий в городе. Сейчас мы вынуждены все это упорядочить. Вопрос с детскими садами в городе во многом уже решен, но пока остается напряженной ситуация со школами, их недостаточно. Поэтому в ближайшей перспективе мы должны решить и эту проблему».