Согласно заключению Счетной палаты Красноярского края, на обновление региональной системы ГО и ЧС требуется более 11,7 млрд рублей.
7 июля в Законодательном Собрании края был представлен отчет аудиторов об использовании средств краевого бюджета на реализацию полномочий по предупреждению ЧС, организации тушения пожаров и обеспечению радиационной безопасности.
Как сообщила депутатам аудитор Светлана Алдашова, бюджет края несет расходы по обеспечению 91 полномочия в этой сфере, а наибольшее число из них курируют министерство строительства и ЖКХ и министерство природных ресурсов края. 12 полномочий переданы МЧС России, но их финансовая реализация также является расходным обязательством краевого бюджета. Проверка выявила ряд нарушений: одни полномочия не реализуются, а другие мероприятия проводятся в отсутствие соответствующих полномочий, обнаружены и недостатки бюджетного планирования.
По словам Алдашовой, в 2014 году из федерального бюджета ГУ МЧС России по краю было перечислено более 3,9 млрд рублей, из краевого бюджета на реализацию программ по защите населения от ЧС — более 829 млн рублей. При этом расходы краевого бюджета в основном направляются на оплату труда. С нарушениями и недостатками в 2014 году было использовано 37,8 млн рублей.
Аудитор Счетной палаты обратила внимание депутатов на проблему высокой степени износа оборудования красноярских спасателей, назвав причиной тому отсутствие капитальных вложений из краевого бюджета.
По данным специалиста, в замене нуждаются 88 пожарных автоцистерн — это подавляющая часть краевого автопарка. Период использования транспортных средств, находящихся на балансе краевого учреждения «Спасатель», в среднем составляет 20-30 лет.
Обеспеченность спасателей и пожарных положенным имуществом не достигает нормативного уровня и в среднем составляет у спасателей 24,8 %, в противопожарной охране — 65,1 %, продолжила Алдашова. 100-процентный износ централизованной системы оповещения населения края о ЧС был установлен еще в 2011 году. В целом для соблюдения всех утвержденных нормативов понадобится более 11,7 млрд рублей без учета обновления и пополнения запасов ГО и ЧС, заключила аудитор.
На замечания Счетной палаты ответил замначальника ГУ МЧС по краю Валерий Терешков. Он сообщил, что в правительство края уже представлены предложения по оптимизации системы управления и работы госучреждений. В частности, предполагается формирование из трех краевых казенных учреждений одного с сокращением управленческого персонала и направлением высвобождающейся численности на формирование дополнительных постов по защите населения и территории от ЧС.
Председатель комитета ЗС по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества Алексей Клешко поднял тему зарплат, поинтересовавшись у Терешкова, сколько получает министр строительства и ЖКХ края. Представитель МЧС резонно ответил, что не обладает такой информацией.
«Я могу вам открыть тайну: он получает меньше, чем директор государственного учреждения противопожарной охраны. Вы соизмеряете уровень ответственности? И считаете нормальным, когда руководитель учреждения получает больше, чем министр? И при этом в этом учреждении разрыв (оплаты) труда между теми, кто осуществляет основную деятельность, и руководством — в три с половиной раза», — возмутился депутат.
В ходе обсуждения также выяснилось, что на складах ГУ МЧС по краю у 60 % медпрепаратов истек срок годности. Это тоже вызвало возмущение депутатов, которые предложили спасателям передавать препараты, у которых истекает срок годности, в медицинские учреждения.
В итоге депутаты согласились с выводами Счетной палаты, поддержали требования к правительству по увеличению финансирования отрасли, но также обратили внимание ГУ МЧС на необходимость более хозяйственного и рачительного отношения к имуществу.