На Красноярской железной дороге применена инновационная технология реконструкции тоннелей без остановки движения поездов, сообщили в пресс-службе КраснЖД.
В рамках государственной программы модернизации железнодорожной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока на Красноярской магистрали начата реконструкция Ингольского тоннельного комплекса, состоящего из четырёх однопутных тоннелей, расположенных друг за другом. Их общая протяжённость свыше километра. Расположены они на юго-западной границе Красноярского края и Кемеровской области в горно-таёжной местности Кузнецкого Алатау. Тоннели были сданы в эксплуатацию в 1964 году и выработали свой ресурс.
Впервые в истории модернизации инженерных сооружений Красноярской магистрали на время ремонта однопутных тоннелей движение поездов по ним не закрывалось. В пресс-службе Красноярской железной дороги отметили, что реализация передовой технологии стала возможна благодаря использованию инновационного потенциала компании — робототехники. Первую задачу по гидродемонтажу в тоннеле старого бетона выполняет робот — машина на гусеничном ходу, на которой установлено специальное оборудование для направленного удара струей воды. Машина управляется оператором дистанционно. С помощью воды под высоким давлением производится очистка сводов тоннеля от слоя старого ветхого бетона.
Затем к работе приступает мобильная установка для нанесения торкрет-бетона — особого сверхпрочного бетона, который распыляется на очищенные своды тоннеля. С помощью сжатого воздуха раствор бетона со скоростью 100 метров в секунду направляется из особого брандспойта на стены тоннеля и быстро застывает, образуя новый крепкий слой.
«Данная технология применяется на Красноярской железной дороге впервые. Ее преимущество в том, что движение поездов через тоннели не прерывается. Работы ведутся во время технологических „окон“. Мобильная робототехника способна быстро зайти в тоннель, выполнить задачу и покинуть его в установленное время. А потом, после пропуска поездов, снова приступить к работе. Применение данной технологии при модернизации Ингольского тоннельного комплекса особенно актуально. По этой ветке осуществляется перевозка нефелиновой руды с рудника Кия-Шалтырь для предприятий алюминиевой промышленности Красноярского края и Хакасии, которые имеют непрерывный цикл производства», — рассказали в пресс-службе КраснЖД.
После завершения реконструкции тоннелей скорость движения поездов на участке Кия-Шалтырь — Инголь Красноярской магистрали существенно возрастет, отмечают в пресс-службе. Реконструкция Ингольских тоннелей будет произведена в соответствии с современными требованиями. В тоннельном комплексе модернизируют водоотводные устройства для защиты от грунтовых вод. Кроме того, в тоннелях установят инновационные системы пожаротушения. В процессе реконструкции будут учтены и современные антисейсмические технологии.
На реализацию данного инвестиционного проекта направлено порядка 380 млн рублей. Работы планируется завершить в 2016 году.