В Красноярском крае в системе инклюзивного образования задействованы 68 % детей с ограниченными возможностями здоровья. Об этом сегодня, 23 сентября, сообщила первый заместитель министра образования Красноярского края Наталья Анохина на заседании комитета Заксобрания по образованию, культуре и спорту.
Всего в Красноярском крае проживает 26 262 ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Из них 18 115 — это дети школьного возраста, 8 147 — дошкольники. Из общего количества детей 10 873 школьника и 7 105 детей дошкольного включены в систему инклюзивного образования. По словам Натальи Анохиной, это 68 % от общего числа.
«При этом, стоит отметить, что с 2011 по 2015 годы в Красноярском крае увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья на 16 % — это более чем на 1 700 человек. Увеличение числа детей с ограниченными возможностями в школах, образование которых организовано совместно с детьми, не имеющими нарушений развития, ставит перед образованием задачи для безбарьерной среды и поиска современных образовательных технологий. В связи с этим в министерстве образования совместно с педагогами, учеными, родителями и общественными организациями была организована разработка проекта концепции развития инклюзивного образования», — рассказала Анохина.
В рамках концепции и на базе уже существующих программ в Красноярском крае усовершенствовано психолого-медико-педагогическое сопровождение детей. На сегодняшний день в краю существует 59 педагогических комиссий, 46 из них функционируют на постоянной основе, еще 9 — создаются в момент комплектования классов. В целом же в системе образования работают 1 367 специалистов, которые ориентированы именно на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, в регионе действует сеть общеобразовательных организаций, которые реализуют образовательные программы для инклюзивного образования.
В планах министерства в этом году — за счет федеральных и краевых средств создать доступную среду для детей с ограниченными возможностями в 116 образовательных учреждениях края дополнительно к тем, которые уже есть.
Также в плане разработанной концепции — переподготовка и подготовка специалистов, которые бы осуществляли сопровождение детей в инклюзивном процессе. Кроме того, одним из основных направлений также является формирование инклюзивной культуры в обществе с помощью социальных проектов и взаимодействия со СМИ, общественными организациями и родителями.
«Мы понимаем, что отношение к этим детям в обществе, конечно, складывается неоднозначное, поэтому требуется очень большая и кропотливая работа внутри тех образовательных организаций, где наряду с такими детьми большая часть — это дети здоровые. Это ключевое направление», — отметила Наталья Анохина.
Концепция развития инклюзивного образования в Красноярском крае разработана на период с 2015 по 2017 годы. При этом финансирование мероприятий концепции предполагается за счет уже существующих проектов, которые реализуются в регионе. Наталья Анохина также напомнила, что прежде всего это субвенция на обеспечение образовательного процесса в муниципальных образовательных учреждениях.
«Средства субвенции рассчитаны с учетом тех особенностей детей, которые они имеют. Например, если обычный ребенок обеспечивается в 21 303 рубля, норма заложена в субвенции, то, например, для образования ребенка с нарушением зрения эти средства составляют в районе 260 тысяч рублей. Мы понимаем, что стоимость обучения таких детей в разы дороже, но средства предусмотрены», — отметила Анохина.
Заслушав доклад, профильный комитет поддержал разработанную концепцию, а также рекомендовал предложить правительству в кратчайшие сроки утвердить ее для того, чтобы министерству образования стало «проще работать и докладывать о работе в рамках концепции».