В краевом Заксобрании обсудили обращение с отходами

Сегодня, 9 декабря, в Законодательном Собрании за круглым столом обсудили вопрос обращения с отходами производства и потребления в крае. Перед депутатами выступили заместитель министра природных ресурсов и экологии края Дмитрий Еханин, руководитель управления Росприроднадзора по Красноярскому краю Андрей Калинин, заместитель руководителя управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю Михаил Аккерт, председатель регионального отделения ВОЭО «Зеленая Россия» Сергей Шахматов, генеральный директор ООО «Институт прикладной экологии и гигиены» Алексей Ломтев.

«В этом году был принят федеральный закон, который планирует все полномочия по работе с отходами передать субъектам Федерации, — рассказал председатель комитета по природным ресурсам и экологии Александр Симановский. — В связи с этим мы приняли в первом чтении законопроект, который запрещает захоронение отходов без предварительной сортировки. Это поможет нам снизить нагрузку на полигоны. Но дело в том, что Федерация перенесла действие нового закона на 2016–2019 годы. Нам необходимы федеральные нормативные акты, чтобы наш закон заработал. Надо понять, как мы будем исполнять полномочия, которые передаются краю. Например, как будет определяться региональный оператор по работе с отходами и так далее. В прошлом году на работу с отходами у нас было предусмотрено 150 миллионов рублей бюджетных денег, а теперь и эта сумма уменьшается. Самая большая проблема Красноярского края — это его площадь. Мы планировали разделить край на пять территорий, где существует переработчик, а не только сортировщик. В данной ситуации, когда меняется федеральное законодательство, мы пока не можем приступить к выполнению намеченных планов и реализации территориальной схемы».

Выразили свою обеспокоенность и другие участники дискуссии. Сделаны выводы о том, что в Сибирском федеральном округе сложилась чрезвычайно сложная обстановка со сбором, утилизацией, обезвреживанием, захоронением и переработкой отходов. СФО лидирует по образованию отходов среди других федеральных округов России (67,8 % от количества образовавшихся отходов в РФ). В 2013 году в СФО образованно 3 млрд 435 млн тонн различных отходов. Депутат Артем Черных подчеркнул, что низкой остается эффективность системы плановой очистки территорий от бытового мусора. При значительном увеличении количества образуемых отходов по-прежнему сохраняется дефицит специализированного автотранспорта, недостаточно контейнеров для сбора бытовых отходов, несвоевременно осуществляется их вывоз. Отсутствуют условия для мойки и дезинфекции контейнеров для сбора отходов. Одна из причин — недостаточный объем финансирования сферы обращения с отходами производства и потребления. Охват населения централизованным вывозом отходов составляет от 30 % до 50 %. Большой объем и темп накопления отходов потребления и слабое развитие индустрии вторичной переработки приводят к тому, что захоронение на свалках остается основным методом утилизации. Значительная часть мест размещения ТБО не отвечает требованиям санитарных правил.

Основная цель ФЗ № 458 — создание условий для экономического стимулирования вовлечения отходов в хозяйственный оборот. Федеральным законом определены приоритетные направления государственной политики в области обращения с отходами. Основой региональной политики в этой сфере должны были стать два документа — специальная региональная программа в области обращения с отходами и территориальная схема. Однако принятие региональных актов во многом зависит от принятия подзаконных актов на федеральном уровне. С учетом того, что из 30 необходимых приняты только 2 нормативных документа, отмечаются существенные риски готовности регионов к новым нормам в сфере обращения с отходами.

С 1 января 2016 года полномочия Заксобрания дополнены новыми: определение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) и определение порядка регулирования деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Предусматривается, в том числе, содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти края и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов, за исключением установления порядка проведения конкурсного отбора региональных операторов.

В итоге участники заседания за круглым столом рекомендовали Законодательному Собранию совместно с правительством края подготовить предложения по внесению изменений в федеральное законодательство в этой сфере с учетом адаптации к региональным особенностям.