Жительница Березовского района Красноярского края отсудила половину их общего дома у бывшего мужа, сообщили в пресс-службе краевого суда.
В суд обратилась женщина, бывший супруг которой подарил их дом и земельный участок своей матери. Согласно материалам гражданского дела, супруги прожили в браке 18 лет, с декабря 1995 по ноябрь 2013 года. За два месяца до регистрации брака женщина по договору купли-продажи приобрела в собственность земельный участок в Березовском районе площадью 1500 кв. м. Через два года на основании договора дарения она подарила участок мужу. В 2005 году супруги на этой земле построили дом общей площадью 270 кв. м, право собственности на который также было зарегистрировано на мужчину. Кроме него, в доме были прописаны супруга и две их дочери.
«Но после развода мужчина по договору дарения в декабре 2013 года передал земельный участок и дом своей матери. Между тем объекты недвижимости в фактическое владение одаряемой не перешли, ответчик продолжал ими пользоваться. В исковом заявлении женщина просила признать договор недействительным, а право собственности на дом и участок признать за ней и бывшим супругом по ½ доли за каждым», — пояснила пресс-секретарь краевого суда Наталья Мишанина.
Разрешая спор, суд указал, что в соответствии со статьей 34 Семейного кодекса РФ, имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства. А согласно статье 36 СК РФ имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам, является его собственностью.
Установив, что жилой дом был возведен супругами в период брака и за счет их совместных денежных средств, суд признал объект совместно нажитым имуществом. Земельный участок же был отнесен к личной собственности мужчины, как полученный по безвозмездной сделке от супруги. По поводу признания недействительным договора дарения недвижимости матери ответчика, суд, руководствуясь статьями 572, 253 ГК РФ, пришел к выводу об удовлетворении заявленного истицей требования. «При этом суд исходил из того, что согласие на отчуждение дома женщина не давала, о чем заведомо было известно одаряемой. Кроме того, после развода ответчик продолжал пользоваться жильем. Суд также учел принцип „единой судьбы“ земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости — дома, признанного собственностью обоих супругов», — отметила Наталья Мишанина.
В итоге в июле 2015 года Березовский районный суд признал недействительным договор дарения объектов недвижимости и прекратил право собственности на них матери ответчика, за самим ответчиком признал право собственности на земельный участок. Кроме того, исходя из принципа равенства долей супругов, суд постановил передать в собственность каждому из бывших супругов по ½ доли жилого дома. И с ответчика в пользу истицы было взыскано 20 тыс. рублей расходов на оплату юридических услуг представителя.
«Мужчина дважды обжаловал судебное решение, одним из доводов назвав отсутствие у бывшей жены средств на строительство дома, поскольку в период строительства она не работала. Но Красноярский краевой суд признал доводы несостоятельными, указав, что в это время женщина осуществляла уход за детьми, а в силу ст. 34 СК РФ право на общее имущество принадлежит и супругу, который в период брака ведет домашнее хозяйство, ухаживает за детьми или по другим уважительным причинам не имеет самостоятельного дохода. Таким образом, решением от 15 декабря 2015 года краевой суд отказал в передаче кассационной жалобы мужчины для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции», — рассказала Мишанина.