Проблему хамства и агрессии на дорогах нужно решать воспитанием водителей со школы. 16 февраля в ходе круглого стола проблемы взаимоотношений автолюбителей и пешеходов обсудили депутаты Законодательного Собрания, общественники и представители автомобильного сообщества Красноярска.
Начал обсуждение заместитель начальника УГИБДД ГУ МВД России по Красноярскому краю Алексей Членов, который отметил, что проблемы наблюдаются как со стороны водителей, так и со стороны пешеходов. Причем это свойственно не только для Красноярска, но и в целом по России. Из-за этого на законодательном уровне предложено утвердить термин «агрессивное вождение» и наказывать тех, кто передвигается по дорогам, создавая проблемы не только себе самим, но и окружающим водителям. Доставляют проблем дорожным полицейским и пешеходы — после того, как водителей начали активно штрафовать за непредоставление преимущества в движении, увеличилось количество ДТП с их участием из-за выхода на нерегулируемых пешеходных переходах перед транспортом.
Подтвердил этическую сторону проблемы психолог Андрей Зберовский — он пояснил, что в последнее время конфликты на дорогах возникают из-за желания водителей доказать свою значимость другому участнику движения, либо из-за безнаказанности. По его мнению, конфликтов может стать еще больше, если не сделать наказание за нарушение неотвратимым. В свое время проблему на дорогах в Америке и Европе удалось решить благодаря тому, что у людей было оружие и каждый нарушитель боялся наказания, а теперь оружие заменили очень большие штрафы.
Депутат Законодательного Собрания Красноярского края Егор Васильев также поднял вопрос неотвратимости наказания — по его мнению, водители нарушают правила из-за того, что такие действия кажутся им рациональными и они не получают наказания за свои действия. Депутат пояснил — например, на повороте на ул. Копылова со стороны центра города водители, нарушающие правила и поворачивающие из правого ряда, ежедневно выигрывают несколько минут времени, заставляя тех, кто следует правилам, ждать.
Поставить на каждом углу камеры или сотрудников ГИБДД нет возможности — не хватает денег в бюджете, а также людей. Поэтому привлекать к ответственности всех нарушителей пока не получится. Для того же, чтобы снизить количество аварий на дорогах, нужно обучать водителей и пешеходов правилам дорожного движения с детства. Алексей Членов отметил, что раньше водители были куда более дисциплинированы, так как обучение правилам дорожного движения начиналось в школе, а затем, в старших классах, подростки занимались в учебно-производственных комбинатах, где могли за два года освоить профессию водителя. Таким образом обучение было очень длительным, но качественным, и 18-летний выпускник школы становился уже достаточно опытным водителем к моменту получения прав на управление автомобилем.
Поддержал начинание и представитель Общественного совета при ГУ МВД России по краю, мастер спорта по автомобильному спорту Александр Пономарев — он выразил надежду на то, что в городе появятся специальные площадки, на которых детей, начиная с дошкольного возраста, смогут учить правилам дорожного движения. Подобные площадки были в свое время в каждом городе при клубах ДОСААФ и на них проводились занятия как для пешеходов, так и для будущих водителей.