Мэр Норильска: Проект Северного морского пути требует активного государственного участия

Глава Норильска, вице-президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера Олег Курилов принял участие в заседании Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания РФ «Создание эффективной системы управления Северным морским путём: вопросы законодательного обеспечения».

Совет провел член комитета СФ по обороне и безопасности, председатель Экспертного совета Вячеслав Штыров. По вопросам современной системы управления Северным морским путем выступили заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Артур Ниязметов, первый заместитель генерального директора ОАО «Совкомфлот» Евгений Амбросов, генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша, председатель комитета по логистике Торгово-промышленной палаты РФ Олег Дунаев, представители экспертного сообщества.

Мэр Норильска Олег Курилов (слева) на заседании
Фото: Наталия Большакова

Как отметили участники дискуссии, Северный морской путь (СМП) — региональный проект, имеющий стратегическое значение для российской экономики, социально-экономического развития северных регионов и обороноспособности страны. Кроме того, будучи транспортным коридором международного значения, он является потенциально крупным источником доходов. В выступлениях неоднократно подчеркивалось, что СМП должен стать единой арктической транспортной системой страны и национальной морской магистралью, которая будет работать круглый год. Сюда должны быть включены Северный морской путь, тяготеющие к нему меридиональные речные и железнодорожные коммуникации, а также аэропортовая сеть.

По мнению Олега Курилова, этот стратегический для российской экономики проект, обеспечивающий безопасность и обороноспособность страны, требует активного государственного участия. Для его реализации должны быть включены механизмы как рыночного, так и государственного регулирования. Большинство присутствующих согласились, что необходимо вернуться к созданию федерального органа, который сосредоточил бы функции стратегического планирования комплексного развития, господдержки, контроля и организации взаимодействия всех действующих участников СМП. При этом основные управленческие, производственные и транспортные функции могли бы остаться в ведении частных предприятий.

Члены Экспертного совета также высказались за создание координирующего органа, который будет контролировать использование федеральных средств, взаимодействовать с пользователями СМП и содействовать решению поставленных им задач. Главным для такой структуры должны стать координация взаимодействия участников СМП в рамках долгосрочной программы, а также финансовый контроль бюджетных средств.