В Красноярск приплыл вывезенный из тундры самолет «Дуглас»

В Красноярск доставили вывезенный из тундры самолет «Дуглас». Сегодня, 29 августа, журналистам показали разобранный самолет, пролежавший на Таймыре около 70 лет.

Напомним, 2 августа из Красноярска выехала международная экспедиция, состоящая из 15 человек, целью которой была эвакуация самолета С-47 DL. Самолет был произведен в 1943 году в США, а в Россию попал в рамках программы ленд-лиза и работал на полярных авиалиниях до апреля 1947 года, когда из-за заглохших двигателей совершил вынужденную посадку в тундре. Из 26 человек, находившихся на борту, спасены были 17. Остальные 9, во главе с командиром, ушли в надежде выйти к жилью, но пропали. Останки командира лайнера Максима Тюрикова были обнаружены только в 1953 году таймырским оленеводом, остальные до сих пор считаются пропавшими без вести.

Теплоход «Кисловодск» с частями самолета на борту заходит в порт
Теплоход «Кисловодск» с частями самолета на борту заходит в порт
Самолет доставили по частям — первым рейсом доставлены центральная и хвостовая части, а крылья прибудут отдельно.
Самолет доставили по частям — первым рейсом доставлены центральная и хвостовая части, а крылья прибудут отдельно.
На месте вынужденной посадки экспедиция оставила памятный знак с рассказом о происшествии
Источник: ec-rgo-sfo.com
Самолет разобрали за 7 дней
Источник: ec-rgo-sfo.com
Самолет разобрали за 7 дней
Источник: ec-rgo-sfo.com
След, оставленный в почве
Источник: ec-rgo-sfo.com
Доставить до баржи самолет должен был вертолет компании «АэроГео»
Источник: ec-rgo-sfo.com
Самолет до баржи транспортировали на внешней подвеске вертолета
Источник: ec-rgo-sfo.com
Записка на фюзеляже, найденная членами экспедиции
Источник: ec-rgo-sfo.com
Записка на фюзеляже, найденная членами экспедиции
Источник: ec-rgo-sfo.com

Меньше месяца членам экспедиции потребовалось на то, чтобы разобрать самолет на 7 частей: фюзеляж, центроплан, два двигателя, крылья. Участники отмечали, что, несмотря на то, что почти 70 лет самолет пролежал в тундре, сохранность его очень хорошая и без труда удается разбирать все соединения — на это потребовалось всего 7 дней.

Кроме самого самолета исторический интерес представляют обнаруженная американская радиоаппаратура, специальные печи для разогрева двигателей самолетов. Остались даже банки от тушенки поставляемой по ленд-лизу в СССР в годы Великой Отечественной Войны. Все эти находки, наряду с С-47 «Дуглас» станут экспонатами будущего Музея освоения русского севера. Кроме этого, на фюзеляже самолета обнаружилась запись, сделанная людьми, которые с 23 апреля по 11 мая 1947 года жили рядом с самолетом и ожидали помощи.

Самолет доставили в порт Валек, затем в Дудинку и оттуда на барже по Енисею в Красноярск. На месте вынужденной посадки самолета экспедицией был установлен памятный знак с мемориальной доской, повествующей о трагических событиях 70-летней давности.

«С-47 „Дуглас“ будет размещен на специальной площадке Экспедиционного центра РГО СФО. В ближайшее время состояние самолета оценят специалисты и начнется подготовка к реставрационным работам. В частности, предстоит расшифровать и восстановить затертые записи, сделанные пассажирами и членами экипажа „Дугласа“ во время вынужденной посадки в тундре, в ожидании помощи. Часть записей сохранилась в отличном состоянии, что подтверждается фотографиями, сделанными участниками экспедиции», — рассказали в Экспедиционном центре РГО Сибирского федерального округа.