Педагоги со всей страны обсудили в Красноярске грядущие изменения в школьной программе

Около 200 учителей истории, обществознания, географии, технологии, искусства, специалистов методических служб приняли участие во Всероссийском семинаре педагогов «Новые концепции по предметным областям: образовательные результаты и пути их достижения». Мероприятие состоялось 23 сентября в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования. Организаторами выступили министерство образования края и Красноярский краевой институт повышения квалификации.

Как рассказала заместитель министра образования края Наталья Анохина, предстоят серьезные изменения по содержанию и технологиям таких предметов, как география, обществознание, искусство, технология и физическая культура. «Поставленные федеральными стандартами требования — это сложная и масштабная задача. Нам предстоит разработать общие подходы к преподаванию предметов в быстро меняющемся мире. Сейчас складывается уникальная ситуация у педагогического сообщества: еще до утверждения документа об основных принципах преподавания того или иного предмета, педагоги могут поучаствовать в его обсуждении, стать соучастниками готовящихся изменений. Конечно, сложно будет учесть мнение каждого, но общее мнение профессионального сообщества сможет оказать весомое влияние на конечный результат», — заверила Анохина.

Первый проректор института повышения квалификации Лариса Игумнова
Профессор, заслуженный деятель науки РФ Александр Данилов
Вопросы из зала
Заместитель министра образования края Наталья Анохина
Первый проректор института повышения квалификации Лариса Игумнова слушает коллег

По словам первого проректора института повышения квалификации Ларисы Игумновой, в новых концепциях предметов должен быть, в первую очередь, баланс между теорией и практикой. «Например, в учебниках по обществознанию нет ситуационных задач, тем для дебатов, мало иллюстраций, таблиц и схем, которые бы не только повторяли теорию, но и давали пищу для размышлений. По искусству многие программы наоборот перегружены информацией, иллюстрациями, мало времени уделяется непосредственно творчеству. Современному школьнику нужно предоставить самому возможность делать выводы», — сообщила Игумнова.

В новой концепции исторического образования, главная задача перед педагогами в том, чтобы сформировать и удержать единое образовательное пространство. В пример на семинаре привели региональный компонент, который зачастую доминирует в республиках и национальных автономиях России: когда конкретному народу и территории уделяется больше внимания, чем общероссийской истории.

«Многие говорят, что сейчас переписывают историю. Но взгляд на исторические процессы любого поколения был основан на том, что было актуально для него в тот период. Открытие архивов после распада СССР, после ухода коммунистической власти, все это приводит к обновлению наших исторических знаний», — рассказал профессор, заслуженный деятель науки РФ Александр Данилов.

Грядущие изменения в преподавании обществознания прокомментировала доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. А.И. Герцена Ольга Соболева. «Обществознание — это первый предмет, который должен реагировать на социально-экономические и политические изменение в обществе. В науках, которые входят в предмет, появилось много новых идей, а вот система образования не успевает за ними. Например, в некоторых учебниках до сих пор очень сильна марксистская идеология, сведения из одной и той же области могут иметь разную идеологическую основу. Нам нужно отходить от изучения огромных объемов теории, определений и классификаций, особенно в профильных классах. Дети и взрослые часто жалуются на то, что не умеют решать социальные, финансовые, юридические проблемы. А ведь в курсе обществознания все это есть, но сформулировано так, что многим не понять, как это применить на практике. Вот это одна из основных причин, почему мы нуждаемся в изменениях».