Около 200 учителей истории, обществознания, географии, технологии, искусства, специалистов методических служб приняли участие во Всероссийском семинаре педагогов «Новые концепции по предметным областям: образовательные результаты и пути их достижения». Мероприятие состоялось 23 сентября в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования. Организаторами выступили министерство образования края и Красноярский краевой институт повышения квалификации.
Как рассказала заместитель министра образования края Наталья Анохина, предстоят серьезные изменения по содержанию и технологиям таких предметов, как география, обществознание, искусство, технология и физическая культура. «Поставленные федеральными стандартами требования — это сложная и масштабная задача. Нам предстоит разработать общие подходы к преподаванию предметов в быстро меняющемся мире. Сейчас складывается уникальная ситуация у педагогического сообщества: еще до утверждения документа об основных принципах преподавания того или иного предмета, педагоги могут поучаствовать в его обсуждении, стать соучастниками готовящихся изменений. Конечно, сложно будет учесть мнение каждого, но общее мнение профессионального сообщества сможет оказать весомое влияние на конечный результат», — заверила Анохина.
По словам первого проректора института повышения квалификации Ларисы Игумновой, в новых концепциях предметов должен быть, в первую очередь, баланс между теорией и практикой. «Например, в учебниках по обществознанию нет ситуационных задач, тем для дебатов, мало иллюстраций, таблиц и схем, которые бы не только повторяли теорию, но и давали пищу для размышлений. По искусству многие программы наоборот перегружены информацией, иллюстрациями, мало времени уделяется непосредственно творчеству. Современному школьнику нужно предоставить самому возможность делать выводы», — сообщила Игумнова.
В новой концепции исторического образования, главная задача перед педагогами в том, чтобы сформировать и удержать единое образовательное пространство. В пример на семинаре привели региональный компонент, который зачастую доминирует в республиках и национальных автономиях России: когда конкретному народу и территории уделяется больше внимания, чем общероссийской истории.
«Многие говорят, что сейчас переписывают историю. Но взгляд на исторические процессы любого поколения был основан на том, что было актуально для него в тот период. Открытие архивов после распада СССР, после ухода коммунистической власти, все это приводит к обновлению наших исторических знаний», — рассказал профессор, заслуженный деятель науки РФ Александр Данилов.
Грядущие изменения в преподавании обществознания прокомментировала доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. А.И. Герцена Ольга Соболева. «Обществознание — это первый предмет, который должен реагировать на социально-экономические и политические изменение в обществе. В науках, которые входят в предмет, появилось много новых идей, а вот система образования не успевает за ними. Например, в некоторых учебниках до сих пор очень сильна марксистская идеология, сведения из одной и той же области могут иметь разную идеологическую основу. Нам нужно отходить от изучения огромных объемов теории, определений и классификаций, особенно в профильных классах. Дети и взрослые часто жалуются на то, что не умеют решать социальные, финансовые, юридические проблемы. А ведь в курсе обществознания все это есть, но сформулировано так, что многим не понять, как это применить на практике. Вот это одна из основных причин, почему мы нуждаемся в изменениях».