Средний размер взятки в Красноярском крае вырос в 8 раз

В Красноярском крае выросло число серьезных коррупционных преступлений и значительно — в 8 раз, по данным полиции, — увеличился средний размер взятки.

На заседании комитета по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению Законодательного Собрания Красноярского края депутаты заслушали отчет о реализации государственной антикоррупционной программы региона. С докладом выступил заместитель начальника управления губернатора по безопасности, профилактике коррупционных и иных правонарушений Андрей Попов.

Он отметил, что 2016-й был вторым годом реализации программы. За это время проведена большая работа по нормативно-правовому обеспечению — регламентирована деятельность комиссии по координации противодействия коррупции в крае, внесены изменения в краевое законодательство, ведомственные антикоррупционные программы. Из 1554 проверенных проектов нормативных правовых актов правительства края коррупциогенные факторы выявлены в 163; из 144 проектов законов края — в 44.

Под коррупциогенными факторами в большинстве случаев понимается принятие акта сверх компетенции принимающего органа, широта полномочий и юридико-техническая неопределенность, неполнота административных процедур.

Велась профилактика коррупции на государственной и муниципальной службе: проверялись документы о высшем образовании, сведения об осуждении, соблюдение ограничений, полнота и достоверность сведений о доходах и расходах.

По результатам проверок сведений о доходах к дисциплинарной ответственности привлечено 20 государственных и 18 муниципальных служащих; относительно сведений о расходах в органы прокуратуры направлено 7 материалов проверок.

В докладе были представлены данные об антикоррупционной деятельности в сфере закупок, проверки сведений о конфликтах интересов и так далее, а также результаты социологического исследования о состоянии коррупции и эффективности мер, принимаемых по ее предупреждению в государственных органах края и органах МСУ.

Так, в динамике факторов тревожности населения коррупция занимает пятое место вслед за ростом цен на продукты питания, услуги ЖКХ, низким уровнем заработной платы и снижением уровня медицинского обслуживания.

Больше половины опрошенных уверены, что должностные лица берут взятки. За ужесточение наказания за коррупцию высказались 47 % респондентов. В то же время данные говорят о том, что в отношении правоохранительных органов и судов общественное мнение улучшилось: если в 2015 году их деятельность неэффективной признавал 51 % опрошенных, то в 2016 этот показатель снизился до 22,6 %. Выводы сводятся к необходимости консолидации усилий органов власти и правоохранительных органов с институтами гражданского общества.

Депутаты также ознакомились с информацией о состоянии коррупции в органах государственной власти края в 2016 году, представленной ГУ МВД России.

В 2016 году выявлено 350 преступлений коррупционной направленности, что на 8,6 % меньше, чем в 2015-м. Однако в крупном или особо крупном размерах совершено 79 преступлений, что в 2,3 раза превышает показатель предшествующего периода.

Значительно снизилось количество фактов взятки (с 179 в 2015 году до 44 в 2016-м), зато вырос ее средний размер — 839,6 тыс рублей, что в 8 раз больше, чем год назад.

По выявленным преступлениям возбуждено 63 уголовных дела, в том числе в отношении 8 сотрудников федеральных органов государственной власти. Данные прокуратуры несколько отличаются от данных ГУ МВД. Так, средний размер взятки, по оценкам надзорного органа, составляет вдвое меньшую сумму, однако общее количество коррупционных правонарушений больше. Это связано, по мнению прокуратуры, с принятием мер, направленных на повышение эффективности оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов.

Обсуждая эту информацию, депутаты отметили, что профильному управлению необходимо осмыслить результаты социологического исследования и сделать выводы, а не просто цитировать их. В итоге разные разделы доклада противоречат друг другу. Например, по Лесосибирску утверждается, что внутреннее напряжение в городе высокое, однако при этом, по ощущению респондентов, коррупция снизилась.

Егор Бондаренко поинтересовался, выявлялись ли случаи несоответствия доходов и расходов среди чиновников, на что докладчик сообщил о девяти таких фактах. Например, была не задекларирована приобретенная квартира.

Виталия Толстова впечатлил рост средней суммы взятки по краю. По мнению докладчика, этот рост вызвало одно из уголовных дел в отношении крупного чиновника, которому вменяется сумма взятки свыше 50 млн рублей. Такая сумма на фоне снижения случаев получения взятки и дала восьмикратный рост показателя.

После обсуждения доклада комитет рассмотрел следующий вопрос, тесно связанный с предыдущей темой. Профильный комитет Федерального Собрания Совета Федерации в настоящее время принимает предложения о нормативно-правовой базе противодействия коррупции. Красноярцы в качестве рекомендаций предложили проанализировать федеральные антикоррупционные нормы, которые часто дублируют друг друга или конкурируют между собой. Кроме того, члены комитета предлагают ввести ограничения на совместную служебную деятельность родственников. Также предлагается «развести» понятия увольнения и досрочного сложения полномочий государственного служащего. Помимо этого, комитет предлагает все антикоррупционное законодательство свести в единый кодекс.