«Сделали вместе!»: красноярцы помогли Яндексу создать новый алгоритм поиска

Яндекс научил поисковик находить ответы на запросы пользователей не только по ключевым словам, но и по смыслу. Новый алгоритм «Королёв», который создатели презентовали 22 августа, назвали в честь советского конструктора космических кораблей Сергея Королёва.

С помощью нейронной сети современный алгоритм сопоставляет смысл запросов не только с заголовком, но и с содержанием веб-страниц.

Андрей Стыскин, руководитель Яндекс. Поиск
Фото: Яндекс

«Мы внедрили модель, которая при оценке смысловой близости смотрит не только на заголовок, но и на все тело страницы. Еще одна новинка связана с тем, что помимо заголовка и текста страницы, мы научили наши нейронные модели учитывать еще и тексты запросов, по которым раньше на эту страницу переходили наши пользователи», — отметил Андрей Стыскин, руководитель Яндекс. Поиск.

Еще одно изменение связано с количеством страниц, к которым применяются нейронные сети. Раньше поиск Яндекса из-за большой вычислительной сложности использовал нейронные сети только для 150 лучших страниц по запросу. В «Королёве» удалось радикально увеличить количество страниц, для которых вычисляется смысловая близость — до 200 тыс.

Кроме того, в Яндексе отметили, что теперь каждый пользователь поисковика ежедневно будет обучать нейросеть, вбивая поисковые запросы в поисковую строку — алгоритм «Королёв» будет учитывать поисковую статистику и оценки миллионов людей, в том числе и красноярцев.

Новый механизм поиска легко проиллюстрировать картинками, которые Яндекс находит по запросу «кошка в космосе». В отличие от собак, кошки не летали в космос, поэтому у более старых версий алгоритмов появились бы проблемы с таким запросом. Нейросеть соотносит картинки с предыдущими запросами пользователей и выдает результаты, которые можно увидеть на фото.
Фото: Мария Русскова
Алгоритм «Королёв» понимает, что с запросом «кошка в космосе» картинку объединяет сидящее в стиральной машинке животное, алюминиевый корпус и напоминающая иллюминатор крышка бытового прибора.
Фото: Мария Русскова
Пример того, как поисковик понимает людей: пользователь набирает «фильм про космос где отец общался с дочерью через секундные стрелки» и получает результат — фильм «Интерстеллар».
Фото: Мария Русскова

«Любой поисковый запрос — это анонимный сигнал, который помогает машине всё лучше и лучше понимать людей. Поэтому мы не ошибёмся, если скажем: новый поиск — это поиск, который мы сделали все вместе», — отметили в Яндексе.