Красноярские путешественники нашли в Енисее английскую шхуну XIX века

Красноярские ученые завершили первый этап исследования дна Енисея в рамках северной экспедиции. За месяц им удалось найти шесть несамоходных судов, затонувших в разное время, в том числе останки уникальной паровой шхуны «Темза» 1847 года.

Подобное исследование дна сибирской реки проводилось впервые сотрудниками регионального отделения Русского географического общества. Его цель — составить карту затонувших кораблей. В начале сентября водные археологи отправились на север края с новейшим оборудованием.

За это время учёные провели порядка двух десятков стационарных исследований, побывали в устье реки Сальная Курья, Игарской протоке, Потаповской «впадине» и Пашковской протоке в Усть-Порту. Что примечательно, в экспедиции было всего два человека, которые перемещались на катамаране. Им удалось обнаружить останки английской полярной паровой шхуны «Темза» («Thames»), построенной в Англии 1847 году и затонувшей на Енисее в 1877. Об этом рассказал пресс-секретарь Русского географического общества Владислав Власов.

Болиндер времён Великой Отечественной войны
Фото: Facebook Владислав Власов
Останки британской паровой шхуны «Темза». Это первое паровое судно, зашедшее в Енисей. В 1877 году оно село на мель
Фото: Facebook Владислав Власов
Несамоходное судно XIX — XX веков
Фото: Facebook Владислав Власов
Члены экспедиции «Енисей-Арктика»
Фото: Facebook Владислав Власов
Маршрут экспедиции
Фото: Facebook Владислав Власов
Вот на таком катамаране передвигались учёные по Енисею
Фото: Facebook Владислав Власов

«Шесть найденных несамоходных судов в разных районах маршрута позволяют проследить историю данного вида судостроения на Енисее, поскольку относятся к разным периодам. Так, старейшее найденное нами несамоходное судно можно датировать концом XIX — началом XX в., в то время как новейшее судно относится к 1940-м — 1950-м годам», — отмечает руководитель экспедиции Александр Гончаров.

Также, интересными находками стал болиндер (самоходная баржа), найденный в Пашковской протоке. Такие деревянные суда с дизельными двигателями использовали во время Великой Отечественной войны преимущественно для грузовых перевозок.

Предыстория: Красноярские ученые впервые составят карту затонувших кораблей