На Красноярской ГЭС установили новое рабочее колесо пятого гидроагрегата

На Красноярской ГЭС, входящей в En+ Group, продолжается плановый капитальный ремонт гидроагрегата (ГА) № 5, в процессе которого установлено новое рабочее колесо в комплекте с гидротурбинным оборудованием. Это часть масштабной программы модернизации сибирских ГЭС En+, реализация которой позволит сократить выбросы парниковых газов в регионах присутствия компании на 2,3 млн т в год.

Монтаж нового колеса прошел раньше срока, установленного графиком. Работы осуществлялись силами компании «ГЭС-Инжиниринг» (входит в состав дочерней компании «ЕвроСибЭнерго» — «ЕвроСибЭнерго-Инжиниринг»). В рамках ремонтной программы будет произведено техническое перевооружение основного оборудования и цепей вторичной коммутации.

Программа модернизации ГА № 5 рассчитана на несколько месяцев. Замена рабочего колеса позволит повысить надежность и эффективность работы гидроагрегата, улучшить технико-экономические показатели станции. Планируется, что модернизированный гидроагрегат № 5 с новым рабочим колесом даст первую энергию в начале 2019 года.

Рабочее колесо
Фото: Красноярская ГЭС
Установка рабочего колеса на Красноярской ГЭС
Фото: Красноярская ГЭС

Гидротурбины с новыми рабочими колесами, энергетические характеристики которых подтверждены в ходе модельных испытаний, превосходят по своим показателям установленные на ГЭС за счет применения в конструкции рабочего колеса инновационной лопастной системы, позволяющей обеспечить эффективность и динамическую стабильность модернизированных турбин.

Это уже второе рабочее колесо, которое меняют на станции. В апреле 2018 года на Красноярской ГЭС введен в работу ГА № 9 с замененным рабочим колесом. За несколько месяцев работы обновленный гидроагрегат показал улучшенные энергетические и кавитационные характеристики, в том числе, — сниженную вибрацию, сниженные пульсации мощности, пониженный кавитационный износ. КПД повысился с 94 до 96,7 %. Этот показатель находится на уровне лучших стандартов гидроэнергетики мирового уровня.

Новые рабочие колеса произведены на Ленинградском металлическом заводе компании «Силовые машины». Масса каждого — 244 т, диаметр — 8,5 м. Оборудование было доставлено на Красноярскую ГЭС осенью 2017 года по Северному морскому пути через Беломоро-Балтийский канал, Белое, Баренцево, Карское моря и по Енисею до причала возле ГЭС. Протяженность пути составила около 6000 км.

Замена рабочих колес Красноярской ГЭС — часть комплексной программы модернизации сибирских гидроэлектростанций En+ Group «Новая энергия». В настоящее время новые рабочие колеса и другое оборудование также устанавливаются на Братской и Усть-Илимской ГЭС. Сибирские гидростанции, входящие в En+ Group, начиная с 2022 года, увеличат производство экологически чистой энергии на 1,9 млрд кВтч в год, пропуская через турбины тот же объем воды. Благодаря техническому перевооружению, энергия ГЭС сможет частично заместить энергию угольных электростанций и позволит сократить выбросы парниковых газов по группе на 2,3 млн т в год, что благоприятно отразится на экологической обстановке в сибирских регионах.

Помимо этого, в результате реализации программы модернизации, КПД обновленного оборудования повысится на 5–8 %, также предполагается снижение затрат на проведение ремонтов. Гидроагрегат № 5 был введен в эксплуатацию в 1968 году. На момент вывода в капитальный ремонт наработка агрегата составила 247 410 ч, выработано около 96,5 млрд кВт⋅ч электроэнергии. В ходе модернизации Красноярской ГЭС уже заменены все 12 генераторов, их реконструкция шла 20 лет. Техническое перевооружение станции позволит повысить надежность ГЭС, производящей около 60% всей электроэнергии, потребляемой в Красноярском крае.

«Для нас сегодня важный момент. Казалось бы, это простая операция: замена рабочего колеса, но она определяет будущее гидростанции, потому что от качества сборки гидроагрегата зависит его время жизни и в целом качество той энергии, которую мы будем поставлять потребителям», — рассказал Александр Шистко, заместитель директора по основному производству АО «Красноярская ГЭС».