«Возврата к старому порядку уже не будет»: краевые депутаты обсудили реализацию «мусорной реформы»

В Красноярском крае подвели итоги первого месяца работы «мусорной реформы». О реализации новой системы по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) поговорили депутаты Законодательного Собрания и представители краевой власти на совместном заседании комитетов по строительству и ЖКХ и по природным ресурсам и экологии.

О том, какова обстановка в городах и районах Красноярского края по вывозу мусора, рассказал на заседании заместитель министра экологии и рационального природопользования Игорь Варфоломеев. По его словам, в 15 технологических зонах региона выбранные региональные операторы уже приступили к работе. Услугу они оказывают в тех населенных пунктах, где существует инфраструктура. С жителей муниципальных образований, где сбор и вывоз мусора пока не налажен, плата за услугу не взимается. На сегодняшний день уравнен тариф для жителей многоквартирных и частных домов внутри каждой технологической зоны. Кроме того, власти договорились с региональными операторами, что в первом квартале пеня за несвоевременную ее оплату начисляться не будет.

В крае запланировано строительство мусоросжигательных комплексов. На это регион получит от Федерации 970 млн рублей, в том числе 437 млн уже в этом году. Кроме того, с 2020 года Красноярскому краю выделят еще 300 млн рублей на уничтожение несанкционированных свалок. Варфоломеев отметил, что в 2019 году планируется обновление территориальной схемы обращения с ТКО, в частности появление ее электронной модели.

Во время обсуждения темы депутат Виталий Толстов поднял тему формирования тарифа за вывоз мусора, напомнив, что теперь платить придется не за квадратный метр, а за каждого проживающего. По его словам, больше всего от такого тарифа пострадают многодетные семьи. При этом пример Норильска показывает, что из-за изменения тарифа «мусорная» отрасль города потеряет примерно треть доходов: 180 млн рублей за год вместо 270 млн, подчеркнул парламентарий. Игорь Варфоломеев отметил, что федеральное законодательство предполагает оба варианта формирования тарифов за вывоз мусора для населения. В некоторых регионах, например, в Тюмени, ничего менять не стали. Заместитель министра не исключил, что если органы местного самоуправления представят ведомству весомые аргументы, то расчет тарифа по квадратным метрам можно будет вернуть.

Депутаты Законодательного Собрания Александр Симановский и Алексей Кулеш
Фото: www.sobranie.info
Заместитель министра экологии и рационального природопользования Игорь Варфоломеев
Фото: www.sobranie.info
Совместное заседание комитетов
Фото: www.sobranie.info

Спросили краевого чиновника и о том, кто будет заниматься переработкой мусора. Замминистра экологии пояснил, что эту часть на себя возьмет частный бизнес. Председатель комитета по природным ресурсам и экологии краевого парламента Александр Симановский еще раз обозначил тему обустройства площадок по сбору мусора, которая федеральным законодательством возложена на муниципалитеты. Выделенных в бюджете края 58 млн рублей на эти цели совершенно недостаточно, и к этому вопросу необходимо вернуться в ходе корректировки бюджета, подчеркнул он.

«Мы выявили ряд направлений, которые требуют срочного решения, чтобы защитить и граждан, и предприятия, потому что в два раза увеличивается плата за вывоз мусора из бюджетных учреждений, а у школ и больниц таких денег нет. Точно так же дело обстоит с муниципалитетами. Необходимо просчитать все факторы, чтобы для жителей края реформа прошла наиболее безболезненно. Еще один момент, который мы выявили: во многих сельских территориях услуга по вывозу мусора не оказывалась. Теперь ситуация изменилась, и необходимо предусмотреть субсидии для жителей сельской местности, в том числе для многодетных семей, ветеранов, пенсионеров. Хочу отметить, что федеральное законодательство разрешило отложить проведение реформы в тех территориях, где нет оператора. Но возврата к старому порядку вывоза ТКО уже не будет, а новые правила еще толком не отработаны. Сейчас идет большая целенаправленная работа, чтобы „мусорная реформа“ проходила объективно», — отметил Александр Симановский.

Во время обсуждения свои вопросы представителям краевого министерства экологии задали практически все депутаты. Парламентарии спрашивали о том, как вывозится строительный мусор, отходы деревообработки, гаражных кооперативов и садовых обществ. Также народные избранники предложили министерству провести «мощную» разъяснительную кампания для жителей края, «чтобы люди понимали, за что платят и как складывается тариф».

«Проанализировав работу региональных операторов в Красноярском крае, мы видим, что данная система существенно отклонилась от задуманного. Законодательное Собрание и правительство Красноярского края намерены работать слаженно и конструктивно для того, чтобы эта система была удобна для граждан и безвредна для экологии. Мы обсуждаем формирование тарифов — почему в них отсутствует инвестиционная составляющая, которая позволила бы строить современную переработку, сортировку отходов, чего на сегодняшний день нет. В государственной программе на эти цели заложены расходы в размере 5,3 млрд рублей до конца 2020 года. А кроме сортировки нам необходима еще и переработка. Можно использовать отходы вторично, но у нас их попросту закапывают», — рассказал вице-спикер Законодательного Собрания Алексей Кулеш.

По итогам обсуждения участники совместного заседания решили создать рабочую группу, которая бы следила за ходом реализации «мусорной реформы» в крае.