АО «ПО «Электрохимический завод» (входит в Топливную компанию Росатома «ТВЭЛ») посетили преподаватели дополнительного образования из Красноярска в рамках проекта «День учителя на объектах атомной отрасли».
Проект реализуется на ЭХЗ при содействии красноярского Информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ) с 2014 года. Цель проекта — дать возможность педагогам, профессионально распространяющим знания о ядерной энергетике, на практике познакомиться с технологиями и культурой производства ведущих атомных предприятий, уникальной системой безопасности и социальной политикой, которая реализуется в атомных городах.
По мнению учителей, которые уже побывали на ЭХЗ ранее, никакие музеи, фильмы и учебники не могут сравниться с живым общением со специалистами в реальной обстановке действующего производства. После этого даже теория, которую преподаватели доносят до учеников, приобретает совершенно другое звучание. Для погружения в тему перед посещением промплощадки для гостей провели инструктаж и презентацию, в ходе которых объяснили азы поведения на особо охраняемом объекте, рассказали об истории и основных направлениях деятельности ЭХЗ.
Педагоги отправились в цех по производству изотопов, где экскурсию провел старший инженер-технолог Павел Гришмановский. Он рассказал гостям о лидирующей роли ЭХЗ на мировом рынке изотопов, о выпускаемых видах изотопной продукции и системе подготовки кадров.
Педагогов интересовало, как работает газовая центрифуга, как «поймать» нейтрино, почему именно кремний необходим при создании эталона массы, как цинковые таблетки «лечат» АЭС, почему иностранные конкуренты не могут догнать ЭХЗ, в какие учебные заведения надо поступать, чтобы попасть в «элитарный клуб» атомщиков, какая зарплата и какой соцпакет у заводчан. Затем гостей уже ждали на участке переработки обедненного гексафторида урана — «W-ЭХЗ».
Начальник участка — заместитель начальника химического цеха Сергей Воробьев рассказал о единственной в стране установке, которая переводит обедненный гексафторид урана в безопасную для хранения форму — закись-окись урана. Педагоги узнали, что содержащийся в этой форме уран является ценным сырьем и будет использован как ядерное топливо при переходе атомной энергетики на реакторы на быстрых нейтронах.
О радиационной чистоте помещений рассказали приборы контроля, через которые прошли все участники экскурсии. Ирина Билай, руководитель красноярского ИЦАЭ, делясь впечатлениями от посещения ЭХЗ, подчеркнула:
«Для меня как человека, работающего по теме „атомного ликбеза“, и для других педагогов очень важно знакомиться с современными атомными технологиями „вживую“, чтобы в профориентационной работе предметнее доносить школьникам и студентам достоверную информацию о том, как устроены атомные предприятия, какими компетенциями должны обладать его специалисты».
В ходе визита руководитель красноярского ИЦАЭ обсудила также новые направления сотрудничества со специалистами ЭХЗ в плане экспертного сопровождения совместных образовательных мероприятий, как на региональной площадке, так и в Зеленогорске. И это не случайно. Заводские специалисты с первых дней создания ИЦАЭ в столице края были и остаются заинтересованными соратниками в работе по устранению «атомных фобий», повышению престижа отраслевых профессий, популяризации науки, инновационных технологий и технического образования.
Заинтересованность в широком сотрудничестве с ЭХЗ высказал и директор красноярского детского технопарка «Кванториум» Сергей Кениг, который первый раз посетил предприятие:
«У нас есть направление „Энерджиквантум“, в котором дети изучают как традиционные, так и альтернативные источники энергии. И, конечно, мы хотим в этом направлении привлекать ваших специалистов в качестве экспертов. Хотелось бы и наших педагогов и детей привезти на экскурсию. Вы очень интересно и доходчиво рассказываете о предприятии. Это поможет нашим воспитанникам при выборе профессии. Мы уже активно сотрудничаем с Зеленогорском по созданию в вашем городе „Кванториума“. Уверен, сотрудничество может быть взаимовыгодным. Сегодня школьники приедут к вам на экскурсию, а лет через пять-семь они уже придут на предприятие как дипломированные специалисты. Это инвестиции в будущее».