«А не слабо ли нам...»: красноярские механики заставили работать пролежавший почти 70 лет в болоте прибор с «Дугласа»

Красноярцы сумели отремонтировать один из приборов, который сняли с легендарного «Борта Тюрикова» — самолёта «Дуглас С-47», сообщили в красноярском краевом отделении Русского географического общества.

Электромашинный преобразователь напряжения или «умформер» когда-то обеспечивал высоким напряжением блок радиокомпаса самолета. Во время эвакуации самолета его нашли при помощи металлоискателя в болоте.

«Устройство провело почти 70 лет в самом губительном для техники положении. Половина корпуса была под водой, вторая половина выступала из болота. Коррозия в таких условиях была настолько сильной, что часть деталей просто исчезла, превратившись в ржавую труху. Это хорошо видно по табличке преобразователя. Половина ее полностью растворилась. На сохранившейся части можно прочитать название изготовителя „General Electric“ и год выпуска 1942. Первоначально никто из команды реставраторов не предполагал, что этот кусок глины и ржавчины снова сможет вращаться, мощно гудеть и вырабатывать высокое напряжение. Стояла задача восстановить внешний вид и создать добротный экспонат для будущего музея. Но по мере работ по очистке, отмачиванию, пропитыванию, реставрации утраченных деталей вдруг стало ясно, что устройство не безнадежно. Тут уже возник азарт, „а не слабо ли нам...“», — рассказал руководитель отряда «Трасса» военно-инженерного института СФУ Александр Матвеев.

Устройство удалось не просто восстановить, причем сохранив более 80 % оригинальных деталей, но и заставить его работать под нагрузкой.

Табличка с прибора наполовину сгнила
Фото: vk.com/expedition_center_rgo
Так электромашинный преобразователь напряжения выглядел после того, как его отмыли. До этого он почти 70 лет пролежал в болоте
Фото: vk.com/expedition_center_rgo
После вмешательства механиков прибор не просто приобрел нормальный вид
Фото: vk.com/expedition_center_rgo
Он смог вырабатывать электричество
Фото: vk.com/expedition_center_rgo
Мастерам удалось сохранить больше 80 % оригинальных деталей
Фото: vk.com/expedition_center_rgo

«Команда получила бесценный опыт и приглядывается к новым трофеям, спасенным из тундры», — отмечает Александр Матвеев.

Реставраторам уже удалось отремонтировать основное шасси самолёта и блок управления радиокомпаса, а также восстановить вилку хвостового колеса, которая была переломлена пополам при аварийной посадке. Фюзеляж самолёта установлен на центроплан. Пока «Дуглас» находится на охраняемой площадке в микрорайоне «Солнечный». Все съемные детали хранятся в контейнере. Восстанавливать самолет до состояния музейного экспоната будут профессионалы. Сейчас с ними идут переговоры. После реконструкции «Борт Тюрикова» станет интерактивным образцом парка-музея освоения Севера, который планируется создать на острове Молокова в Красноярске.