Члены комитета по строительству и ЖКХ Законодательного собрания Красноярского края проконтролировали исполнение своих решений о снабжении населения чистой водой.
Напомним, в своих решениях в марте 2017 года и марте 2019 года комитет отмечал значительное недофинансирование мероприятий, направленных на развитие, модернизацию и реконструкцию систем водоснабжения и водоотведения муниципальных образований Красноярского края, что в свою очередь, влечет низкую обеспеченность населения края качественной питьевой водой. Комитет рекомендовал правительству ряд мер, направленных на решение проблем обеспечения населения края питьевой водой, например, предлагал разработать механизмы по привлечению инвестиций в сферу коммунального хозяйства, давал другие рекомендации.
Министр промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края Евгений Афанасьев отчитался перед профильным комитетом о том, что сделано за прошедший период.
Он рассказал, что в январе текущего года утверждена Концепция обеспечения населения Красноярского края водой питьевого качества на 2019-2030 годы. Определены направления решения основных задач — снабжение населения края питьевой водой требуемого качества в достаточном количестве и экологическая безопасность окружающей среды.
«Текущее состояние водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) Красноярского края характеризуется высоким уровнем износа основных производственных фондов, в том числе транспортных коммуникаций; высокими потерями энергоресурсов на всех стадиях от производства до потребления вследствие эксплуатации устаревшего технологического оборудования с низким коэффициентом полезного действия, особенно в сельских территориях. Средний износ объектов инженерной инфраструктуры в сфере ВКХ края на начало 2019 года составил 66,1%, в том числе износ сетей — 70%. За 5 лет показатель износа увеличился на 4,13%. Потери энергоресурсов возросли до 34 процентов», — рассказал министр.
Особенности тарифного регулирования создают предпосылки хронического недофинансирования отрасли. Ежегодно расчетный убыток организаций в сфере ВКХ Красноярского края оценивается на уровне 750 млн рублей. Рентабельность деятельности ресурсоснабжающих организаций в сфере ВКХ в среднем за первое полугодие 2019 года составила минус 10,6%. По предварительным оценкам, объем финансовой потребности отрасли составляет около 100,0 млрд рублей, что превышает возможности бюджетного финансирования в десятки раз.
Подготовлен перечень первоочередных неотложных мероприятий, необходимых для повышения качества услуг, предоставляемых населению, и обеспечения безопасности функционирования объектов водоснабжения и водоотведения на сумму 21,7 млрд рублей.
Что касается Концепции обеспечения населения Красноярского края водой питьевого качества, Евгений Афанасьев сообщил, что в крае разработана дорожная карта реализации ее основных направлений. Ключевым механизмом привлечения частных инвесторов в сфере водоснабжения и водоотведения определены концессионные соглашения. Вместе с тем, низкая инвестиционная привлекательность отрасли, обусловленная длительным сроком возврата инвестиций, ограничением роста тарифа на предоставляемые концессионером услуги, не позволяет привлекать необходимый объем средств на капитальные вложения.
В 2019 году в Красноярском крае действуют 19 инвестиционных программ в сфере водоснабжения и водоотведения, в т.ч. в городах Красноярск, Норильск, Дудинка, Канск, Лесосибирск и т.д. (общий объем инвестиций в 2019 году планируется в сумме 1,743 млрд рублей).
Кроме этого, Красноярский край в рамках федерального проекта «Чистая вода» в период 2019 — 2024 годов реализует мероприятия, направленные на повышение доли населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения. В рамках данных мероприятий планируется реализация 25 проектов по реконструкции станций водоподготовки, водозаборных сооружений. На эти цели запланировано 2,8 млрд рублей, в том числе 95% средства федерального бюджета.
После доклада министра депутаты задали ему свои вопросы.
Александр Новиков поинтересовался разницей между средним тарифом на водоснабжение и водоотведение и экономически обоснованным тарифом: «Насколько он должен повыситься, чтобы стать экономически обоснованным? Сколько денег нужно в краевом бюджете, чтобы компенсировать выпадающие доходы, если перейти всем на этот экономически обоснованный тариф?» «Существующий сейчас тариф и экономически обоснованный отличаются в два раза, — ответил министр. — На компенсацию может потребоваться от 2,5 до 4 млрд рублей».
Депутат Александр Глисков по просьбе жителей поселка Емельяново поинтересовался, как проблема чистой воды будет решаться в этом населенном пункте. Министр пояснил, что в профильной государственной программе предусмотрено проектирование и строительство магистрального водовода от Красноярска до Емельяново. К сожалению, торги не состоялись, ни один из проектных институтов не заявился. Придется проанализировать, почему это произошло, но этот проект все равно будет реализован. Кроме того, выделялись средства для станций водоочистки на скважинах в Емельяново, две станции должен был установить муниципалитет, но он свою программу не выполнил. Что касается сроков, то полтора года уйдет на проектирование, затем понадобятся средства краевого бюджета на реализацию проекта. Это около 500 млнрублей.
Денис Притуляк предложил коллегам признать, что подпрограмма «Чистая вода» практически не работает. Депутат считает, что нужно принять краевой закон о чистой воде. Он предложил правительству совместно с депутатским корпусом подготовить такой законопроект.
Вице-спикер краевого парламента и председатель комитета Алексей Кулеш высказал свое мнение, подводя итоги обсуждений: «Мне кажется, будет справедливым отметить в нашем решении, что профильная государственная программа и концепция, о которой шла речь, не вполне отвечают целям, поставленным в стратегии социально-экономического развития края, недостаточно обеспечены финансированием и тарифными решениями. Целевые показатели не говорят о позитивной динамике в этой отрасли. Из года в год они неудовлетворительные, более того, некоторые из них даже ухудшаются. Это проблема, которую мы должны решить если не сегодня, то в течение ближайших лет. Это вызывает большое напряжение у жителей Красноярского края и депутатов, и мы настаиваем на кардинальных изменениях по отношению к этой программе, на увеличении ее финансирования, на внесении дополнительных мероприятий, которые позволят изменить целевые показатели в обозримом будущем».