Депутаты Законодательного собрания Красноярского края на комитете по природным ресурсам и экологии обсудили итоги реализации двух краевых законов. Первый — по использованию древесины жителями края для собственных нужд (на дрова, строительство и ремонт), второй — по заготовке валежника.
По словам председателя комитета Александра Симановского, сегодня мало внимания уделяется краевым законам, касающимся обеспечения нужд населения. Ежегодно в регионе выделяют около двух миллионов кубов леса на дрова, строительство и ремонт домов. В среднем, заключается около 50 тысяч договоров. Однако лес не попадает к обычным жителям, в половине случаев перепродается и уходит в теневой оборот.
«Когда я в очередной раз проехал по округу, то услышал: люди обращаются в лесничества за лесом, а их просто отсылают, говорят, что у нас нет лимитов. Хотя год только начался. А затем приезжают красноярские компании, которые начинают рубить этот лес. Дрова жителям районов приходится закупать за большие деньги, потому что когда они обращаются со своими заявками, участки им выделяют за 60, за 100 км», — отметил Александр Симановский.
Председатель комитета рассказал, что люди продают лимиты лесозаготовительным компаниям. К примеру, в Тасеевском районе по 300 заявкам был выделен лес. Но проверка показала: по целевому назначению его использовали только в трех случаях.
Контроль за рубкой леса ужесточили не только в крае, но и в целом по России. Правоохранители проверяют, получали ли жители дрова, как использовали свои нормы. Если человек получил справку на выделение дров, продал лимит и получил деньги, то его ждет штраф, превышающий полученную сумму в сотни раз.
«Нужно находить какой-то вариант: либо муниципальным предприятиям этот лес выделять, чтобы они заготавливали дрова, либо выделять субсидии на эти цели частным предприятиям. Может быть, вообще отменить эту льготу, выделять субсидии людям на покупку дров. При этом мы прекрасно понимаем, что как только начнем выделять деньги, стоимость их сразу возрастет. Но нужно менять сложившуюся норму, потому что пока этот закон у нас не работает», — прокомментировал Александр Симановский.
Закон края меняли: снижали объемы предоставления лесных насаждений, лес для строительства и ремонта выделяли только для домов и хозпостроек, стоящих на участках для индивидуального жилстроительства или ведения личного подсобного хозяйства. С августа прошлого года для приобретения леса на дрова жителям приходится предоставлять справку, подтверждающую отсутствие централизованного отопления, а также документ, подтверждающий право собственности на дом или помещение. По словам министра лесного хозяйства Димитрия Маслодудова, на некоторых территориях создали специальные комиссии, которые решают, выдавать или нет разрешение на использование леса. Министр считает, что для контроля ситуации необходимо менять федеральное законодательство. Однако один из депутатов считает, что необходимо усилить контроль на местах.
Парламентарии предложили ужесточить механизм выдачи и проверки заявок, а полномочиями по заготовке леса наделить лесхозы. Для этого понадобится обеспечить их кадрами и техникой. Кроме того, намерены провести несколько выездов в лесные районы края, послушать мнения жителей, а информацию о лимитах на выделение леса сделать общедоступной.
У депутатов возникли вопросы, касающиеся закона о заготовке недревесных лесных ресурсов, в частности — валежника. Федеральный и краевой законы разрешают его бесплатную заготовку для собственных нужд без оформления специальных документов. Но документы не разъясняют, что можно считать валежником, имеют ли право жители использовать при заготовке ручные и механические инструмента, а также можно ли жителям заготавливать порубочные останки и деревья, вываленные с корнями. Это помогло бы очистить лесосеки, предотвратить лесные пожары и размножение вредителей. Министерству порекомендовали пересмотреть разработанный порядок и внести изменения.