Исследовательский проект Билайн.Аналитика в преддверии Дня студента, который традиционно празднуется 25 января, проанализировал, как студенты в крупнейших российских вузах пользуются мобильным интернетом.
Согласно исследованию, в среднем учащийся крупнейшего российского вуза использует 11 251 Мб в месяц. Молодые и активные пользователи интернета являются одними из драйверов роста потребления дата-трафика. Для сравнения — по итогам третьего квартала 2019 года показатель среднего потребления дата-трафика на одного абонента Билайн в целом (MbOU) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос более чем на 50% и составил 5 759 Мб.
Большая часть трафика студентов приходится на соцсети «ВКонтакте» и Instagram (34% и 33% соответственно). Еще 21% трафика студентов относится к популярным видеохостингам, включая YouTube и Rutube.
Некоторые студенты в вузах любят слушать музыку и подкасты: на музыкальные сервисы, в частности, «Яндекс.Музыка» и iTunes, приходится 3% трафика. Такой же популярностью среди учащихся пользуются игры (также 3% общего трафика). Интерес студентов в российских вузах к Facebook и «Одноклассникам» примерно одинаковый (по 1% дата-трафика).
По итогам исследования среднего дата-трафика, приходящегося на одного студента, лидерами оказались крупные вузы в российских регионах. Первое место занимает расположенный в Краснодаре Кубанский государственный университет (20 996 Мб), на втором месте — Балтийский федеральный университет в Калининграде (20 450 Мб), а на третьем — Сибирский федеральный университет в Красноярске (20 322 Мб). Студенты в этих вузах в месяц качают почти вдвое больше, чем в среднем учащиеся крупнейших вузов в выборке.
Четвертое место в рейтинге занимает Национальный исследовательский Томский государственный университет — здесь средний трафик одного студента в месяц в полтора раза выше среднего (17 500 Мб). В топ-5 также вошел расположенный в Москве Российский университет дружбы народов (показатель MbOU выше среднего на треть).
Топ-10 крупнейших вузов России с самыми «качающими» студентами:
|
Вуз |
MbOU студента |
1 |
Кубанский государственный университет (КубГУ) |
20 996 |
2 |
Балтийский федеральный университет (БФУ) |
20 450 |
3 |
Сибирский федеральный университет (СФУ) |
20 322
|
4 |
Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ) |
17 500
|
5 |
Российский университет дружбы народов (РУДН) |
14 632
|
6 |
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ) |
14 297
|
7 |
Воронежский государственный университет (ВГУ) |
12 768
|
8 |
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) |
12 583
|
9 |
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана |
11 999
|
10 |
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (НГУ) |
11 780
|
Лидерами по совокупному объему трафика, потребляемого всеми студентами, оказались вузы в Москве — первое место занял Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ), второе место — Российский университет дружбы народов (РУДН), а третье — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Четвертое место по совокупному дата-трафику заняла Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), а пятое — Московский государственный институт международных отношений МИД РФ (МГИМО).
Если рассматривать дата-потребление в разбивке по полу, то можно увидеть, что привычки учащихся мужского и женского пола различаются. Как правило, студентки используют на 12% больше трафика, чем студенты мужского пола, свидетельствуют данные Билайн.Аналитика. Учащиеся женского пола активнее всего смотрят и публикуют фотографии в Instagram (на эту соцсеть приходится 43% потребляемого студентками дата-трафика). У студентов мужского пола Instagram занимаешь лишь третье место по доле потребляемого трафика (22%).
Однако в СФУ, наоборот, студенты потребляют на треть больше трафика, чем студентки. Учащиеся женского пола активнее всего смотрят и публикуют фотографии в Instagram (на эту соцсеть приходится 40% потребляемого красноярскими студентками дата-трафика). У студентов мужского пола Instagram занимает лишь третье место по доле потребляемого трафика (15%). На первом месте по популярности — видеохостинги с 39% трафика против третьего места и 21% у студенток. На втором месте и у парней, и у девушек, обучающихся в СФУ — социальная сеть Вконтакте.
Интересно, что студентки практически не тратят трафик на онлайн-игры: всего 1% дата-трафика расходуется с этой целью. При этом студенты СФУ тратят на игры 4,5% своего трафика.
В рамках исследования было выбрано 22 крупнейших* вуза по всей России от Калининграда до Владивостока. Данные по дата-потреблению приводятся за первую половину 2019-2020 учебного года (сентябрь-декабрь 2019 года). Исследование было проведено среди абонентской базы Билайн в России, результаты основаны на обработке обезличенного массива больших данных по потреблению мобильного интернет-трафика пользователями, давшими согласие на обработку данных.
*В рамках данного исследования под крупнейшими вузами России понимается выборка из 22 вузов, которые входят во многие рейтинги вузов по различным категориям, с учетом их географической распределенности.