| Жанр: | Научно-популярная |
| Производство: | Первый канал |
| Страна: | Россия |
| Режиссер: | Татьяна Варданян |
| Автор: | Александр Казакевич |
| Ограничения: | для детей старше 12 лет |
Его картину "Старшая сестра" в первый год проката посмотрели 23 миллиона человек. Это была самая громкая премьера 1966 года. Громкая неожиданно для всех - для чиновников Госкино, для актеров, даже для самого режиссера. Огромные очереди в кинотеатры, как на какую-нибудь зарубежную новинку. Неизвестная для кинозрителя актриса Татьяна Доронина по опросу "Советского экрана" становится актрисой года. Западная пресса пишет о ней как о русском секс-символе. Зрители впервые узнают имена Инны Чуриковой, Натальи Теняковой, Виталия Соломина. И режиссера Георгия Натансона. А ведь фильм мог и не появиться. Чиновники от кино не утвердили никого из актеров. Режиссер фильма Георгий Натансон пришел к председателю Госкино Романову, однако никакие доводы не помогли. Романов уже прощался с режиссером, когда увидел, как у Натансона покатилась по щеке слеза, одна-единственная. Романов его остановил: "У нас еще не было подобных прецедентов. Через 10 дней будет коллегия комитета, соберутся киноминистры всех союзных республик. Приносите пробы, мы все посмотрим". Министры пробы утвердили. У Георгия Натансона вообще не было легких премьер. Да и саму его жизнь вряд ли назовешь легкой. Он был учеником самых прославленных кинорежиссеров двадцатого века - Эйзенштейна, Довженко, Пырьева, Птушко. Он действительно многому у них научился. И не только мастерству, но и тому, как жить и работать, когда все против тебя, как выстоять и не сломаться. Еще до первых своих кинокартин Георгий Натансон вошел в историю киностудии как единственный человек, который через суд оспорил сталинский приказ. В 1951 году он работал ассистентом у Александра Птушко на картине "Садко". Во время перерыва заметил людей у доски объявлений "Мосфильма". Когда он подошел, все расступились. В приказе об увольнении он прочитал свое имя. Шла так называемая борьба с космополитизмом. Фамилия Натансона сразу разонравилась руководству студии. Как и несколько десятков похожих фамилий. В этот момент Георгий Натансон сделал невероятный для сталинской эпохи шаг: пошел в суд. Судья перед началом процесса успел ему шепнуть: у вас нет шансов. Когда казалось, что сделать ничего нельзя, в нем проснулось чувство борца. Теперь его голос звучал в кабинетах, к которым в те времена люди боялись даже приближаться. Он писал заявления от лица сына, отец которого, профессор, погиб в окружении под Ельней. И случилось почти невероятное - его услышали. Услышал Никита Хрущев, который при Сталине возглавлял Московский комитет партии. За его подписью пришел приказ восстановить Георгия Натансона в прежней должности. 1962 год. В коридорах "Мосфильма" разгорается настоящий скандал. Великий Пырьев прямо при всех разносит в пух и прах режиссерскую заявку своего бывшего ассистента и начинающего режиссера Георгия Натансона под названием "Все остается людям". Натансон хлопает дверью родной киностудии и уезжает с этой заявкой в Ленинград. На "Ленфильме" он не просто снял картину, но и познакомился с главной актрисой своей жизни, звездой, которую зажег он, Натансон, - Татьяной Дорониной. Он снял ее в "Старшей сестре", которая имела оглушительный успех, а потом в своей знаменитой картине "Еще раз про любовь". Когда Натансон закончил снимать "Еще раз про любовь", показалось, что в стране недостаточно кинотеатров. В каждом стояла огромная очередь на его фильм. Профессия стюардесс стала невообразимо популярной: девушки хотели одеваться, как Татьяна Доронина, разговаривать, как она. Георгия Натансона вообще называют открывателем звезд - многие нынешние известные актеры дебютировали в его фильмах. С его легкой руки начинали свой путь в кинематографе и режиссеры. Так было с Анатолием Эфросом, так было с Андреем Тарковским. Именно на кухне Натансона кормили тефтелями и утешали Тарковского, когда у картины "Иваново детство" были большие неприятности. Семья у Георгия Григорьевича небольшая: он, дочь и внучка. В 1995 году не стало его единственной жены, с которой он прожил 62 года. Его дочь, Марина Георгиевна, сегодня главный человек в жизни отца. Она сопровождает его на все мероприятия, съемки, встречи, ведет все переговоры и трепетно ухаживает за ним. Марина Георгиевна работает на "Мосфильме", она второй режиссер, поэтому и на киностудии она вместе с отцом. Он легко и с удовольствием терял голову от женской красоты и от таланта. Он мог встретить женщину в толпе, на улице, почувствовать в ней звезду и пригласить играть в кино. Так однажды на Тверской он увидел рыжеволосую девушку и позвал ее на пробы. Пробы оказались неудачными, а имя нечаянно встреченной осталось в памяти навсегда: Алла Пугачева. Они общаются до сих пор, и Алла Борисовна помнит, как она единственный раз в жизни не смогла пройти кинопробы. У него был роман с красавицей-актрисой Аллой Ларионовой, и для нее он тоже стал "крестным отцом" в кино, приведя на кинопробы к знаменитому режиссеру Александру Птушко неизвестную студентку ВГИКа. Создатели фильма стремились не просто вспомнить биографию Натансона, но и показать, как работает этот человек сегодня, даже в малобюджетных условиях. У телезрителей будет возможность увидеть, сколько творческой силы в этом 90-летнем человеке: он отбирает актеров для документального фильма, он летит в Петербург, чтобы отснять натуру для картины о Дорониной, и ищет на "Ленфильме" людей, которые с ним работали и могут помочь ему с архивами. Георгия Григорьевича в последнее время немного подводит сердце, но он знает: кризис возможен, как только он перестанет работать, потому что простоя его сердце не выдержит. В последнее время он почти не плачет. И только когда смотрит на портрет жены, можно заметить, как по щеке бежит слеза. Слеза Натансона, которая однажды изменила его жизнь.