Сегодня, 30 августа, заместитель директора Центра автомобильного и мотоциклетного спорта СФУ Андрей Китаев, организатор автомобильной экспедиции на место крушения самолета в Манской тайге, рассказал журналистам о подробностях, которые ему удалось узнать об авиакатастрофе 1954 года. Экспедиция была приурочена к 50-летию автотранспортного факультета Политехнического института СФУ.
По словам Китаева, крушение самолета ИЛ-12 в районе горы Сивуха (Партизанский район Красноярского края) — одна из самых загадочных авиационных катастроф. Самолет, выполнявший в 1954 году рейс по маршруту Иркутск-Новосибирск с пассажирами стыковочного рейса Пекин-Иркутск на борту, разбился в Манской тайге. Погибли все пассажиры — 13 человек, в том числе девять иностранцев, а также семь членов экипажа.
«В то время вся информация была засекречена, — рассказал Андрей Китаев. — Люди знали только то, что где-то в Сибири разбился самолет. Место крушения было обнаружено лишь спустя семь месяцев. За это время дикие животные растащили большую часть трупов. Впервые я узнал об этой катастрофе в 2005 году. В тех краях ходила легенда, что разбился китайский самолет. Однако когда мы впервые приехали туда — в 2006 году — выяснилось, что это был самолет ИЛ-12 и принадлежал „Внуковским авиалиниям“. Впервые отдать дань памяти погибшим в крушении мы попытались в 2010 году. Тогда был установлен крест, а место падения — освящено. В этот раз мы установили памятную плиту — чтобы люди помнили о том, что произошло почти 60 лет назад. В этой истории много загадок. Были версии, что самолетом управляли практиканты, поскольку опытные летчики не могли отклониться от курса на 140 км. Я разыскал полный список погибших, их оказалось не 19, как по официальной информации, а 20. В том числе девять иностранных граждан — четыре поляка, четыре киприота и один китаец. На сегодняшний день возле горы Сивуха лежат два двигателя самолета. Обломков самолета почти не осталось — в 1990-е годы сюда приехали люди на гусеничной технике, разрезали останки самолета и продали алюминий».
В состав экспедиции вошло восемь человек, подготавливать технику помогали студенты факультета транспорта Политехнического института СФУ. Экспедиция продлилась две недели вместо одной — в путь вышли всего два УАЗа вместо запланированных четырех. Вес памятной плиты составил 80 кг и более километра ее участники поднимали на себе.
«В фильм, посвященный экспедиции, самые экстремальные моменты не вошли, — добавил оператор Андрей Петров. — Дорога была очень тяжелой, двигаться приходилось под дождем, в грязи, машины постоянно ломались. Если бы я продолжал все снимать, то экспедиция продлилась бы еще дольше. Здесь действовала взаимовыручка — я бросал камеру и помогал товарищам толкать автомобиль, тянуть лебедку, прорубать дорогу».
В планах участников экспедиции — установить на месте авиакатастрофы небольшую часовню.
© Красноярская интернет-газета Newslab.ru