Ученые Сибирского федерального университета завершили масштабные испытания инновационной технологии литья алюминиевых сплавов. Она получила название LHMS (Liquid Heart Metal Stirrer) — технология перемешивания жидкой сердцевины кристаллизующегося слитка. С помощью инновации, не имеющей аналогов в мире и обещающей стать, как говорят ее авторы, новым этапом в литье габаритных слитков, можно решить ряд актуальных для алюминиевой отрасли задач.
«В алюминиевой индустрии есть серьезная проблема: неравномерная кристаллизация в больших слитках из-за того, что в сплаве присутствуют различные по плотности компоненты с разными физическими свойствами и неравномерным распределением температуры. Именно поэтому в одной части слитка концентрация компонентов больше, чем в другой. Плюс появляются дефекты слитка в виде пористости и трещин. Наша технология позволяет выравнивать состав и температуру при кристаллизации, а значит получать продукт без дефектов и, кроме этого, увеличивать скорость литья до 85 % Это особенно актуально для больших слитков, именно из них делается прокат, а также фрезеруются детали для автомобильной, авиационной и космических отраслей. К слову, над решением этой задачи мы задумались во многом благодаря резонансной истории с растрескиванием крыльев AirBus А380, причиной которой стал дефект в слитке и последующий дефект в деталях»,
— рассказал Евгений Павлов, помощник первого проректора СФУ по экономике и развитию, генеральный директор компании «УниМет» и директор Altek-MHD ltd (совместная компания СФУ и английской компании Altek Europe ltd была создана специально для продвижения продукта на мировой рынок).
[gallery#12961]
Евгений Павлов также отметил, что технология LHMS не требует переоснащения существующих производств — специальное оборудование устанавливается в работающие на предприятиях литейные машины. Оборудование и технология уже прошла испытания и подтвердила свою эффективность. Сейчас ведется работа по патентованию инновации в России, США, Китае и всех странах Европы. Технологией заинтересовались ведущие зарубежные производители алюминия, такие как Alcoa, Alcan, AlbaBahrain, Chalco, Hydro, BHP Billiton, Dubal, Century Aluminium, Constellium и другие. Российские компании РУСАЛ и КУМЗ также проявили интерес к разработке и, как ожидается, будут одними из первых использовать возможности новой технологии.
Добавим, что с точки зрения экономической эффективности применение технологии LHMS дает суммарный экономический эффект до 3 млн евро в год на одну литейную установку (данные приведены для литейной машины производительностью 30 тысяч тонн в год сплавов типа АА 7075).
© Красноярская интернет-газета Newslab.ru