Немного истории
В конце 90-х годов впервые открыли троллейбусное движение по Коммунальному мосту. Тогда троллейбусы ходили от ж/д вокзала до ХМЗ по маршруту № 16 и от Автовокзала до ХМЗ по маршруту № 17. Однако в 2004 году троллейбусы перестали пересекать мост, и лишь спустя 17 лет ситуация изменилась: левый и правый берега вновь соединены электрическим транспортом.
В конце марта троллейбусный парк города пополнили первые 6 новых машин, разработанные заводом «Транс-Альфа» в Вологде. Всего в город до мая должны поступить 24 троллейбуса. Муниципальное предприятие «Гортранс» приобретает их на условиях лизинга со скидкой 60 % от стоимости: цена одного нового троллейбуса практически равняется цене двух новых больших автобусов.
«Фишки нового троллейбуса»
«Среди фишек нового троллейбуса — низкопольный салон, камеры видеонаблюдения, монитор для информирования пассажиров, а также USB-порты на поручнях для зарядки гаджетов. Всего ожидается 24 новых троллейбуса. Машины нового поколения имеют автономный ход до 20 километров, так что могут работать даже при отсутствии контактной сети. Начинка электроникой — по высшему разряду. Предусмотрено всё для удобства маломобильных горожан, — сообщил у себя в Instagram мэр Красноярска Сергей Ерёмин.
Что еще включили в ноу-хау транспорта? Как внутри, так и снаружи троллейбусов есть кнопки вызова экипажа для организации перемещения людей с ограниченными возможностями здоровья. В салоне также имеется бесплатный Wi-fi.
Зачем нужен новый экотранспорт?
«Мы часто видим, что у нас с утра автобусы забиты настолько сильно, что туда только пол человека можно „с крыши“ посадить. Троллейбус поможет разгрузить высокий трафик пассажиров. Важно, что чудо-техники, троллейбус, который может двигаться без „рогов“, — это серьезный шаг для экологии и удобства. Я сейчас сам проверил — работает Wi-fi, зарядка, — мелкие штучки, но очень приятные. Движения в сторону экологически чистого электротранспорта — это абсолютно правильное движение, которое мы будем уже развивать. Более 25 процентов троллейбусов сейчас — это новые троллейбусы. Внедрение нового маршрута и техники — событие положительное для нашего города, которое заслуживает внимания и одобрения», — отметил Сергей Волков, председатель общественной палаты Красноярска.
Сергей Волков также отметил, что красноярцы часто жаловались на утренний высокий трафик — по их словам, попасть утром на маршрут № 50, например, — сложная задача. Сейчас проблема разгрузки «транзитного центра» города — решена.
«Усатый» или «рогатый» транспорт
Больше всего горожан впечатляет способность электробуса отключаться от сети питания и ехать по Коммунальному мосту без «рогов». Троллейбус оснащен электрическим приводом: он получает электрический ток от внешнего источника питания через двухпроводную контактную сеть с помощью штангового токоприемника, а также он обладает тяговыми аккумуляторными батареями, зарядка которых осуществляется во время движения под контактной сетью.
Это происходит таким образом: на остановке «Перенсона» водитель троллейбуса автоматически опускает штанги, ранее прикрепленные к сети. Затем он переезжает через мост, разворачивается на улице Семафорной — и возвращается по маршруту. На остановке «Главпочтамт» троллейбус вновь «цепляется» к сети через специальные штанговытягиватели.
Как пассажиры встретили новый маршрут?
Многие пассажиры случайно оказались в новом троллейбусе: они спутали его с автобусом маршрута № 6. Но покинуть салон уже не смогли, поскольку отметили его комфортабельность и инновационность.
«Я случайно села, просто стояла со знакомой и увидела, что „шестёрка“ идет. У нас этот автобус едет до Покровки, поэтому зашла. Здесь кондуктор сказала мне, что это новый маршрут, и он идет до ж/д вокзала. Ничего страшного, поеду с пересадкой, мне так даже лучше. Маршрут удобный, в дальнейшем собираюсь на нем ездить, когда из Дивногорска возвращаюсь, например», — отметила пассажирка Нина.
«Как раз еду до ж/д вокзала: увидел табличку, на которой моя остановка, поэтому и сел. Если нужно будет доехать до Предмостной площади — обязательно поеду на нем. Он очень отличается от других троллейбусов — светодиодные лампы, салон очень просторный, комфортабельный, с низкой посадкой пассажиров. Этот троллейбус значительно прогрессивнее, чем предыдущие маршруты. Телефон еще не заряжал, но как-нибудь попробую», — рассказал Павел.
Новый троллейбус — новые маневры
Наталья Волчкова, водитель нового экобуса, рассказала, что её новое «рабочее место» ей очень нравится. Она уже 22 года работает водителем, и до перехода на новый маршрут — работала на других троллейбусах. Последним был маршрут № 15.
«Новый троллейбус удобнее, маневреннее, у него больше шансов — очень хорошее рулевое управление. Он удобнее и для пассажиров, и для водителей: есть даже кондиционер. Можно совершать объезд стоящего или движущегося транспорта, не нужно брать расстояние, можно практически вплотную подъехать и обрулить, удобен тем, что нет ступенек, заходят с колясками и людей с ОВЗ. Мне новое рабочее место нравится», — отметила Наталья.
Что потом?
Красноярск закупил 24 новых электробуса — 6 из них отданы под нужды нового маршрута, следующего по Коммунальному мосту. Остальные троллейбусы дополнят парк на маршруте № 15.
«Всего сегодня в городе на разных маршрутах работает порядка 100 троллейбусов, и такое пополнение — 24 штуки, весьма значительное. Добавим к этому два троллейбуса, которые были куплены в 2018-2019 гг. Итого — 26 единиц современного транспорта на автономном ходу. Конечно, мы будем участвовать во всех федеральных нацпроектах — „Экология“, „Безопасные качественные дороги“ — это позволит получить субсидию на приобретение современного общественного транспорта», — рассказал Игорь Манченко, заместитель руководителя департамента транспорта администрации Красноярска.
Анастасия Гнедчик специально для Newslab