Увеличиваем долю местного
По словам заместителя министра сельского хозяйства и торговли Ирины Паниной, в Красноярском крае еще в 2017 году был создан закон о государственной поддержке местных производителей. Сейчас его сменил закон о поддержке сбыта продовольственной промышленности.
«Первоочередными задачами реализации мероприятий этих законов является формирование эффективных и новых каналов для сбыта продукции, которая произведена в крае. Это продвижение качественной продукции местных товаропроизводителей во взаимодействии с торговыми сетями. И как итог — увеличение доли местной продукции на потребительском рынке Красноярского края. На сегодняшний день к этому добавилось еще и замещение на прилавках товаров, ввозимых в край и страну в случае их возможного выбытия», — отметила заместитель министра.
Представители крупных краевых сетей отметили, что уже давно работают, в отличие от своих федеральных коллег, с локальными брендами. Так «Красный яр» в своих гастрономах предлагает свыше 200 наименований продуктов, произведенных в Красноярском крае, в «Командоре», например, до 80 % молочной продукции — это местные товары.
«Федеральные сети на 60 % работают с транснациональными компаниями. Часть из них сейчас уходят из России, часть — еще не определились. Для нас это возможность, потому что региональный ритейл всегда делал ставку на локальных производителей. Сейчас это подтверждается рынком и нужно более внимательно смотреть на все продукты, которые производятся в Красноярском крае», — отметила руководитель группы компаний «Красный яр» Анжела Рябова.
Ее коллега Павел Шамбир, который руководит группой компаний «Командор», добавил, что местные производители привлекают покупателей тем, что их продукция более свежая и натуральная.
«Они более интересны покупателю, постоянно работают над тем, чтобы быть к ним ближе, предлагать местные товары. Покупатель на это откликается. И потихоньку начинают региональные сети отбирать потребителей у федеральных», — отметил Павел Шамбир.
На прилавках постоянно появляются новые позиции. Один из таких примеров — продукт под торговой маркой «Тесинская долина». Компания производит крупы и муку. Ранее ее руководитель Олег Безматерных ориентировался на оптовых покупателей, а теперь начал производство в малой упаковке. Предприниматель отметил, что его производство имеет и социальную значимость — он создает рабочие места в небольшом поселке.
Мыслить комплексно
Представитель «Красного яра» отметила, что новые условия диктуют необходимость выработать новый подход к сбыту продукции. Важно не просто предоставить какому-либо предприятию полку в магазине и согласовать с ним цену. Нужно четко понять потребности покупателей, чтобы производитель и продавец могли вместе выстроить предложения.
«Здесь важно мыслить комплексно. Нужно работать над эффективностью, открывать себестоимость, показывать друг другу издержки и выстраивать прибыльность всей цепочки поставок, не разделяя производителя и ритейл. Нам необходимо наполнять полки наших супермаркетов-гастрономов и дискаунтеров региональными предложениями. Но нужно, чтобы у нас не просто много молока было на полках, а вся потребность закрывалась с помощью локальных производителей. Где-то это будет молоко, кто-то специализируется на масле, а кто-то делает кефир или йогурт. Сейчас мы плотно работаем над закрытием потребности в каждой категории», — пояснила Анжела Рябова.
Руководитель сельхозпредприятия «Дары Малиновки» Василий Герман отметил, что выстраивать отношения с продавцами помогает ассоциация «Енисейский стандарт», которая забрала на себя большую часть сложных вопросов.
«Без „Енисейского стандарта“ это было сделать очень сложно — объемы не такие большие и с исполнителями работать сложно, тяжело довести идеи до руководства. На уровне площадки можно увидеть, в чем есть потребность, что является важным для сетей, нам это дает возможность сэкономить время и ресурсы, понять, куда двигаться. В связи с уходом больших игроков у нас сейчас есть возможности для роста», — отметил Василий Герман.
Смена вкуса не означает снижение качества
Но все же ситуация на продовольственном рынке далеко не так радужна. Красноярские производители сильно зависят от зарубежных партнеров. Руководитель кондитерской компании «КонТех» Надежда Целуковская напомнила, что в России нет возможности выращивать многие фрукты на начинки и производить свое какао. Поэтому производителям сладостей точно придется пользоваться не привычным сырьем, а его более дешевыми аналогами.
«Если ситуация, в которой мы оказались, сохранится, мы вынуждены будем отказаться от части ингредиентов. Поэтому мы уже думаем о заменах. Это не повлияет на качество как на безопасность продукта, но сделает его дешевле. В этом случае главное — вовремя все указать на этикетке. Если придется пересматривать ассортимент, тоже ничего страшного. Отечественные производители различных начинок и сиропов уже работают над тем, чтобы больше использовать местное сырье. Поэтому мы готовы к разному развитию событий», — отметила кондитер.
Поддерживает коллегу и заместитель директора ООО «ЯрХлеб» Ксения Чиж. По ее словам, прямые контакты с поставщиками позволяют получать весь необходимый объем сырья для производства хлеба. Но при этом технологи отрабатывают новые рецептуры, исключая из них то, что может исчезнуть. Но в целом, никаких проблем не предвидится, потому что импортных ингредиентов мало.
«У нас нет никаких проблем со смесями — мы на них не работаем. Для хлеба со злаками мы не покупаем импортную смесь, а берем семена подсолнечника, лен, кунжут и сушеную морковь. Так что переживать не стоит об уходе таких сложных хлебов, говоря уже о простых. Мы уже сделали запасы сырья — благодаря тому, что в прошлом году расширили склады», — отметила Ксения Чиж.
Как видим, никакого дефицита продуктов в Красноярском крае, как и в целом по России, в ближайшее время не предвидится. У местных производителей, региональных сетей и краевой власти есть четкий план, как обеспечить жителей региона вкусными, свежими, а, главное, произведенными на территории края, продуктами.
Интернет-газета Newslab,
фото на главной: vk.com/prkomandor