Что креативного в Красноярске?
Что такое «креативная экономика» и какие экономические сегменты считаются творческими? Здесь нет ничего сложного. К креативным можно отнести такие индустрии, как кинематограф, моду, гастрономию, архитектуру, дизайн и им подобные. В общем, те сферы деятельности, где в работе применяются творческие усилия.
В 2021 году в Красноярске впервые прошел форум «Российская креативная неделя — Сибирь», на котором эксперты со всей страны обсуждали развитие креативных индустрий, делились данными исследований и лучшими бизнес-практиками. С тех пор мероприятие стало для краевой столицы традиционным. Этот год исключением не стал.
В 2023-м центральной темой форума стал готовящийся к принятию Федеральный закон «О развитии креативных (творческих) индустрий», который поможет выделить отдельные бизнесы именно как «творческие» — и дать им разнообразную господдержку. В связи с этим на пленарном заседании участники говорили о роли креативной экономики в социально-экономическом развитии субъектов и о том, как лучше всего управлять творческими бизнесами.
О каких именно «креативных» бизнесах шла речь на форуме? У каждого города они свои. Красноярск может многим похвастаться, но его главный «козырь» — это местные рестораны. В Институт гастрономии СФУ сегодня стремятся поступить молодые люди со всей России, несмотря на отсутствие бюджетных мест и немалую стоимость обучения. И всё же те, кто мечтает о карьере шеф-повара, выбирают красноярский вуз. Ведь уже во время стажировки лучшие из студентов начинают работать в московских ресторанах.
«В сегодняшних реалиях мы конкурируем за таланты. Мы конкурируем за неравнодушных людей, которые готовы созидать, создавать что-то новое, преодолевая препятствия на пути. Будет закон „О развитии креативных (творческих) индустрий“ принят или нет — мы в любом случае продолжим развивать эти направления», — заявил губернатор Красноярского края Михаил Котюков в ходе пленарного заседания.
Красноярск — в лидерах по числу инициатив
Гости из других городов — например, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода — в свою очередь делились с красноярскими коллегами своими лучшими практиками. Узнать больше о творческих индустриях и удачных примерах их работы можно было на треках форума. Ключевыми темами в этом году стали:
- создание сильных местных брендов;
- конкуренция между российскими городами за креативные кадры;
- туризм и пространственное развитие регионов.
«Поддержка талантов — это основная задача, на которую все должны сделать акценты и ставку. И на то, что сегодня в Красноярске есть команды, которые создают эту основу. Мы сегодня на ВДНХ демонстрируем достижения как раз красноярских креативных коллективов. Весь стенд Красноярского края придуман здесь, он создан здесь и это на сто процентов результат той большой программы, которая в Красноярском крае существует», — отметил Михаил Котюков.
Между тем, глава Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам Сергей Новиков в беседе с журналистами рассказал, что большинство творческих инициатив сегодня поступает вовсе не из Москвы или Санкт-Петербурга, а именно из регионов.
«У нас создана целая линейка институтов развития, которая направлена на поддержку креативных индустрий. В их числе Президентский фонд культурных инициатив и Институт развития интернета. При этом важно отметить, в конкурсах принимают участие именно региональные команды. Если мы посмотрим на грантовый конкурс, увидим, что количество москвичей — только 12%, а 88% — это региональные команды. Поэтому это совершенно точно способ финансирования проектов в области креативных индустрий в регионах, который уже успешно себя зарекомендовал. Так что мы приглашаем всех на очередные конкурсные кампании 2024 года», — сказал Сергей Новиков.
Поддержка в Красноярске
Помимо федеральных грантов в Красноярске есть и местная поддержка творческих предпринимателей. Они могут воспользоваться льготной арендой в творческом кластере «Квадрат» — например, сейчас в кластере работают 30 резидентов. А чтобы показать свою продукцию, есть шоурум «Индустрия», где можно бесплатно арендовать помещение.
Предпринимателям также помогают специалисты Сибирского института развития креативных индустрий: они проводят консультации по подготовке заявок и семинары по финансовой грамотности, ораторскому мастерству, другим нужным предпринимателям компетенциям. Помочь с продвижением бизнеса может продюсерский центр института.
«Креативная неделя — это уникальная площадка, где встречаются бизнес, власть и ведущие эксперты со всей страны. В очень удобном формате мы получаем информацию о том, как продвигать те или иные творческие продукты. Мы тоже готовы поделиться опытом. В 2022 году мы запустили полевое исследование в сфере легкой промышленности и модной индустрии — чтобы понимать, где находятся сильные и слабы стороны. Эти исследования могут стать основой для дорожной карты развития, но без активной позиции самого бизнеса никакого развития не будет», — рассказал Александр Черников, директор Сибирского института развития креативных индустрий.
Уже известно, что «Российская креативная неделя — Сибирь» в 2024 году вновь пройдет в Красноярске. На ней участники собираются обсудить, как изменилась креативная экономика после принятия соответствующего закона.
Интернет-газета Newslab