На очередном заседании Общественного совета собрались представители красноярской мэрии, прокуратуры и природоохранной прокуратуры, также на встрече присутствовал министр экологии края Владимир Часовитин.
Председатель совета Павел Гудовский доложил о том, что на текущий момент в Красноярске есть ряд крупных объекта, на которых находятся промышленные отходы, представляющую опасность. Подробнее на заседании остановились на двух из них.
«По итогам выездных обследований Росприроднадзор выделил два объекта, на которых установлено негативное воздействие — это территория бывшего ЦБК и территория бывшего полигона Сибтяжмаша. Складывается понимание, что в едином ключе работа с ними не ведется. Каждый ответственный орган работает по своей программе, в результате эти объекты просто выпали из внимания», — сказал Павел Гудовский.
За очистку территорий от несанкционированных свалок в городе отвечает мэрия. Однако представители департамента городского хозяйства Красноярска, в свою очередь, пояснили, что заняться расчисткой обозначенных территорий нет ни правовых, ни финансовых возможностей.
«Земля находится в государственной собственности, и соответственно у мэрии нет полномочий направлять бюджет на эти объекты накопленного вреда. В нашем бюджете на ликвидацию несанкционированных свалок предусмотрено всего 54 млн рублей, а затраты намного превышают этот показатель и составляют 91 млн рублей», — отметили в ДГХ.
Остро в городе стоит и вопрос уже рекультивированных земель. Представители прокуратуры пояснили: на баланс города ранее поступали земли, которые принадлежали районам края (после расширения границ Красноярска). На этих землях была проведена рекультивация. По документам они числятся как «здоровые». Однако за годы территорию атакуют так называемые «черные копатели», которые добывают здесь металл с закрывшихся производств. Раскопки идут на 10-15 метров в глубину. В результате земля становится опасной и выделяет бензапирен, серу, фенол и прочие вредные вещества. За чей счет в таком случае проводить повторную рекультивацию или санитарную очистку — непонятно.
Одно из решений — это участие в федеральных проектах, которые могли бы выделить средства на эти цели.
Так, заместитель генпрокурора России Дмитрий Демешин во время визита в регион отметил, что, к сожалению Красноярский край, сильно не дорабатывает в области участия в федеральных проектах по ликвидации последствий накопленного вреда. Перед регионом поставлена задача усилить работу в рамках федеральных проектов «Чистая страна» и «Генеральная уборка». Участие в проектах позволит ликвидировать свалки, накопленные годами и даже десятилетиями.
В министерстве экологии отметили, что в Красноярске зафиксировано 190 несанкционированных свалок, из которых за год ликвидировали 175. Росприроднадзор установил две крупных свалки, однако в перечень на ликвидацию за счет средств федерального бюджета они не вошли.
«В ближайшее время мы будем разбираться с тем, почему объекты не попали в федеральный список. Главная причина, по которой сложилась такая ситуация, это отсутствие проектной документации на объекты. Соответственно нам необходимо разработать все документы, средства на это мы будем предусматривать совместно с министерством финансов», — отметил министр экологии края Владимир Часовитин.
Подводя итоги заседания, Общественный совет предложил создать рабочую группу по выявлению объектов, нуждающихся в федеральном финансировании. Решения должны вырабатываться с участием и городской власти, и надзорных органов, и, конечно, самих жителей.
Для составления перечня свалок важно активное участие красноярцев, которые могут сообщать о таких объектах Общественному совету при Минэкологии края. Только так красноярскую землю можно сделать чище и безопаснее.
Интернет-газета Newslab