Александр Федорович Ефимовский - директор художественного музея им. В.И.Сурикова.
Родился в 1941 г. на станции Июс Ширинского района Красноярского края. Затем жил и работал в Перми. Член бюро Российской академии художеств отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока. По итогам смотров художественных музеев награжден дипломом I степени Министерства культуры РФ, имеет благодарность от президента Российской академии художеств З.К. Церетели.
С 1988 года работает директором Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова. По его инициативе и под его руководством проведена реставрация здания музея и налажен систематический выпуск полиграфических изданий.
Участник многих научных конференций в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Свердловска, Саратова, Казани, Перми, Красноярска, Иркутска. В разные годы был членом правления Союза художников (Пермь, Красноярск), музейного совета Российской академии художеств, координационного совета Управления изобразительного искусства при Министерстве культуры России.
Владелец частной коллекции произведений изобразительного искусства.
"Счастье - это когда ты можешь что-то изменить в лучшую сторону".
- Как получилось, что Вы приехали в Красноярск и стали работать директором музея?
- Я работал в Перми, в художественной галерее и занимался собиранием произведений искусства для галереи по всей стране - живопись, графика, скульптуры, прикладное искусство. Когда я лет 10 там поработал, ко мне обратились из министерства культуры с предложением совершить инспекционную поездку в Красноярск. Я приехал, посмотрел этот музей, сделал некоторые рекомендации и уехал. А через некоторое время меня снова вызвали сюда, попросили более детально ознакомиться с красноярским музеем и предложили поработать здесь директором. Возможно, это связано с тем, что я родился в Красноярском крае - точнее, в Хакасии, потом долгое время жил в Норильске, затем уехал учиться в Красноярск - здесь окончил музыкальное училище. Так что, проще говоря, я вернулся домой.
А 8 февраля исполнилось уже 15 лет, как я работаю директором музея. За это время музей вырос и имеет известность по стране, участвует в различных зарубежных проектах. Мы работаем на зарубежных выставках, экспонаты музея побывали во многих странах: Финляндии, Германии, два раза в Италии, Южной Корее, Австралии, Америке - одним словом, нашу коллекцию уже знают, и знают хорошо. Мы отправляли наши экспонаты на выставки и в Москву - в Третьяковку, и в русский музей Петербурга, и в музей современного искусства, и в академию художеств. Одним словом - межмузейный обмен. Поэтому не случайно в наш город привезли работу из Третьяковской галереи - это показатель долговременных не только дружеских, товарищеских отношений, но и налаженных специфических отношений между музеями.
Кроме этого музей занимается научной работой. Раз в два года мы организуем "Суриковские чтения" - научно-практические конференции, на которые съезжаются ученые со всей страны.
- Как в Красноярске отмечали 155-летний юбилей Василия Сурикова. Вы довольны результатами? Что бы Вы могли отметить особо?
- "Суриковские чтения" прошли так же интересно, как в прошлый раз, т.е. в 1998 году, но было и много нового. Во-первых, открыли памятник Сурикову работы прекрасного скульптора Юрия Злотя. В Сухобузимский дом-музей передали бюст Сурикова, скульптора Константина Зинича. Во-вторых, это открытие выставки одной картины Сурикова из Третьяковки - "Посещение царевной женского монастыря". Естественно, мы ее показывали в контексте искусства конца 19 - начала 20 века, поэтому назвали экспозицию "Суриков в его времени". В рамках экспозиции демонстрировались работы его соратников, современников - тех художников, с которыми он бок о бок работал в обществе передвижников. Это Левитан, Айвазовский, Репин и т.д. Третье событие - это, собственно, сами "Суриковские чтения", на которые всегда съезжается много интересных людей. Четвертое, мы открыли выставку, продолжая традиции Сурикова в 20 век - сюжетные картины. Пятое - это презентация альбома "Суриков в красноярских музеях", мы его ждали с 1998 года, и теперь это осуществилось. Это издание - плод долгой работы, там много редких документальных фотографий, воспоминаний современников-красноярцев, его брата, учителей, знакомых. Полный каталог всех работ, которые находятся и в музее-усадьбе, и в нашем музее, и в краеведческом. Теперь специалисты будут знать полностью весь состав красноярской коллекции Сурикова.
"Суриковские дни" прошли очень насыщенно. Они и сейчас продолжаются, работает выставка "Моя Сибирь", выставка в Доме художника тоже посвящена Сурикову.
- Насколько Суриков важен для Красноярска? И лично для Вас?
- Суриков - яркая личность, он прославил Красноярск, много писал о нем, говорил, это зафиксировано во многих воспоминаниях и письмах. Найдите второе столь известное имя среди наших земляков! Если другие города могут похвалиться той или иной знаменитостью - у нас есть Суриков. Это очень неординарная фигура в русском искусстве, пожалуй, он № 1 в русском искусстве. Я не имею в виду - в общем, а в изобразительном искусстве. У нас было две таких величины в то время - это Репин и Суриков. Можно только гордиться таким земляком, и стремиться быть немножко похожим на него. Хотя бы, как патриот все время думать о том, что у тебя есть Родина, любимый край, и тебе надо расширить границы знания людей об этом крае. Надо не просто гордиться, но и соответствовать этому человеку. Думать о его подвиге во имя России, ведь он много сделал, для того чтобы обратить внимание на историю Отечества. Пожалуй, Суриков единственный художник, которому это удалось - не от случая к случаю писать картину на какую-то тему, а поднять такие пласты, которые по-новому заставили посмотреть на историю страны.
Он всегда писал драматические сюжеты, трагические, на стыке событий, вспомните "Стрелецкую казнь" или "Боярыню Морозову", или более поздние работы - "Степан Разин", например, - это все какие-то узловые моменты истории, на которые он обратил внимание. Над каждой картиной он долго работал, и она была такая композиторская - работа театрального режиссера. Он писал большое количество различных этюдов, эскизов, потому что мучительно шел к окончательному результату.
Суриков в живописи - это просто глыба, такая же, как Мусоргский в музыке. Человек, который страдал за свое дело. Соответствовать ему - это душой болеть за свое дело, делать его не только с удовольствием, но и с желанием большим, тогда можно приблизиться к тому, чтобы думать, как он. Самое главное - как он думал, а не как писал, вот это самое важное. Важно что-то оставить после себя... Помните, у Астафьева есть цикл "Затеси"? Обязательно "затеси" какие-то должны остаться в жизни, чтоб ты мог вернуться, прийти и посмотреть на дело рук своих.
- У Вас никогда не возникало желания работать и жить в столице, а не здесь?
- Приглашали меня неоднократно, когда в Перми еще работал, - в Петербург, в Русский музей, в специальный отдел, который занимается только зарубежными выставками. Надо было много внимания уделять пропаганде нашего советского современного искусства за рубежом. Да, конечно, я могу уехать в Москву, у меня там куча приятелей, друзей, которые все работают на высоких должностях, они в любое время меня возьмут и до сих пор предлагают. Спрашивают - какую зарплату получаешь, я говорю - 3 тысячи с небольшим... Но мы сейчас не про деньги говорим, а про интерес, а интересно, когда ты свое дело делаешь, и когда ты можешь повлиять на результаты.
Когда я приехал, этот домик - здание музея - был разбитым и "дышал на ладан". Мы его отреставрировали, привели в порядок, вернули былой облик, восстановили интерьер, потолки, все ламбрекены, шторы, камин. Восстановили окна, которых не было, по чертежам Соколовского. Это же счастье, когда ты можешь что-то изменить в лучшую сторону.
- Какие еще выставки Вы проводили в музее?
- Мы проводили здесь выставки художников из Польши, Китая, Эквадора, три выставки из Армении, в трех зданиях сразу - классического, современного и декоративно-прикладного искусств. Забавный казус получился с выставкой норвежского художника. Норвежцы сделали буклет этой выставки, и наш музей обозвали "Дом Норвегия".
Не случайно в музее находится и камерный оркестр, наш муниципальный, под руководством Михаила Иосифовича Данилова, профессора, заслуженного артиста, скрипача. Мы с ним затеяли общее дело - "музыка в музее". Мы проводим экскурсии, потом люди садятся и слушают музыку. У нас есть не только оркестр, но и собирается общество пианистов из академии музыки и театра. Кроме того, мы устраиваем концерты детей из музыкальных школ города.
- Что Вы планируете сделать в этом году?
- Мы начали год с "Суриковских дней", и, как я уже говорил, они будут иметь свое продолжение. В нынешнем году музею будет 45 лет. К этому событию мы готовим юбилейные экспозиции, которые покажут, с одной стороны, историю музея, а с другой - его современность. Мы также собираемся делать совместный проект с Британским советом - весьма оригинальную выставку, "Денди 20-го века" - английская молодежная мода 20-го, даже 21- го века, она планируется ко Дню города. Я считаю, что в музейную жизнь нужно завлекать и молодежь, а не только ортодоксальных зрителей, любящих классическое искусство.
К концу года мы планируем подготовить еще одну необычную выставку, в которой хотим собрать все художественные вузы страны: институт Репина, Петербургский, Высшее промышленное художественное училище им. Мухиной, Московский Суриковский институт, наш институт, может быть, еще подключатся два-три института. Эта акция будет проходить на трех площадках: будет задействована Академия искусств, и Союз художников, и наш музей. Хотелось бы показать панораму художественного образования страны, как работают другие школы - Ленинградская, Московская. Мы покажем лучшие дипломные работы молодых художников. Может быть, пригласим Глазунова со своей академией. Я надеюсь, что это привлечет людей не только в музей, но и в город, потому что это всеобщее дело, это будет первая Всероссийская выставка такого плана.
Есть и многое другое, но пусть это пока останется нашим секретом.
- Вы себя считаете счастливым человеком? Вы удовлетворены тем, чем занимаетесь?
- Времени не хватает, хотя я, наверное, счастливый. Конечно, иногда бываю и грустным... Но в принципе - чего мне жаловаться? У меня было много встреч с известными, знаменитыми людьми. Я сделал много выставок известных художников - и в Перми, и здесь, и в Свердловске, и в Москве, и в Петербурге. Я делал телепередачи в Перми, Екатеринбурге, Тюмени, много разъезжал, и мне было интересно. Ездил в Прибалтику, там познакомился с кучей художников, посетил почти 120 мастерских. Конечно, сейчас труднее стало с приобретением картин, но, тем не менее, и за последние годы нам удалось приобрести ряд работ.
Думаю, я счастлив. Когда что-то удается - счастье, когда нет - огорчение. Разве не счастье - приехал директор Эрмитажа Пиотровский, его приглашают на какое-то мероприятие, а он говорит: "Нет, я пойду в Ефимовский музей". Он побывал здесь и сказал мне: "Какой у тебя уютный и симпатичный музей получился, я в нем отдыхаю". И это не просто слова вежливости, вероятно, этот музей какой-то черточкой запомнился ему, может деликатностью своей особенной. Наш интерьер располагает к нормальному общению, к покою, у нас нет суеты, даже когда приходят горластые ребятишки, они вначале шумят, потом тише становятся, потому что эта атмосфера их успокаивает, настраивает на разглядывание, думанье, восприятие. Вот это, наверное, самое главное. Если об этом говорить, то это, наверное, и есть счастье.
Беседовала Людмила Заборцева